Отношения между предприятием и фирмой.
В
российской экономике принято рассматривать термины «предприятие» и «фи-рма» в
качестве синонимов, хотя это не всегда соответствует действитель-ности. В
за-рубежной практике эти понятия различают. За рубежом предпрятие не
обязательно яв-ляется собственником.
Отношения
между предприятием и фирмой могут складываться различными пу-тями:
1)
Фирма как бы
«тиражирует» оптимальный тип предприятия на разных территори-ях. Предприятие
может накапливать капитал и вкладывать его не в уже освоенное про-изводство, а
в создание дочерних, зависимых обществ, филиалов и т. д.
2)
Фирма
образуется путем интеграции (объединения) предприятий (добровольное слияние,
поглощение, скупка акций и т. д.).
Конкретные
пути реализации отношений:
а)
горизонтальная интеграция, то есть объединение предприятий, которые произво-дят
один вид продукции, тем самым доля фирмы на рынке данного вида товара
увели-чивается;
б)
вертикальная
интеграция, то есть объединение производств, которые находятся на разных
стадиях технологического процесса;
в)
конгломерат,
так называемая диверсификация капитала, то есть объединение производств,
которые никак не связаны друг с другом.
В данной работе термины
«предприятие» и «фирма» для упрощения принято считать синонимами.