Экономическая безопасность России
Потребность
в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних
изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая,
основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и
различных объединений людей, включая общество и государство. В условиях
формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько
сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает
негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей,
организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех
сфер его жизнедеятельности.
Экономическая
безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую
конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно
составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:
·
военной,
·
технологической,
·
продовольственной,
·
экологической
безопасности и др.
Опыт
показывает, что только надежная, эффективная система обеспечения экономической
безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее
стабильного и устойчивого социально-экономического развития.
России
и народам, проживающим на её территории испокон веков, приходилось бороться за
свою независимость. С одной стороны, приходилось обороняться против явных
врагов: татаро-монгол или Наполеона. С другой стороны, приходилось бороться за
рынки сбыта своей продукции, за транспортные пути. Вспомним в этой связи хотя
бы борьбу Петра 1 за выход к Черному и Балтийскому морям.
Обеспечение
государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена
требовало развитой экономики. Именно из-за неразвитости экономики и, особенно,
промышленности Россия проиграла русско-японскую войну 1904-1905 годов. Именно
эти соображения толкнули Сталина в конце 20-х - начале 30-х годов провести
сверхиндустриализацию промышленности. Позже, во времена “холодной” войны,
экономика СССР развивалась однобоко - только те её части, которые обеспечивали
обороноспособность страны.
Постепенно,
развитие военных техники и технологии привело к практической невозможности
ведение войны в больших масштабах. Основным оружием сейчас становятся
экономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентоспособного
научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из
развитых стран. Развивающиеся страны, а сейчас к ним идет и Россия, зависят от
политики МВФ и МБРР - финансовых структур развитых стран.
Экономика
СССР со временем все больше отставала от экономик развитых стран. Если в период
после войны до середины 60-х гг. по уровню технико-экономического развития СССР
отставал от развитых капиталистических стран на 10-15 лет, то к середине 80-х
этот разрыв достиг 20-25 лет.1 Проведение неадекватной
хозяйственным условиям политики реформирования еще больше усугубило положение.
Открытость экономики позволила зарубежным производителям захватить российский
рынок, вследствие чего в экономике России начался резкий спад производства,
который все еще продолжается. Под угрозой находится национальная безопасность
России. Резкое падение уровня доходов и жизни населения представляет угрозу
государственности России. Всему этому виной - состояние экономики. Как его
оценить, как принимать решения по выводу её из затянувшегося кризиса? Проблема
экономической безопасности в зарубежной литературе рассматривается,
по-видимому, достаточно давно, так как начало этому положил ещё Ф.Рузвельт в
1934 году началом использования термина экономическая безопасность. У нас в
СССР эти проблемы никогда не рассматривались,(КГБ обращало свое внимание только
на экономические преступления и внешнеторговые отношения). С началом
перестройки в нашу страну стали проникать идеи экономической безопасности.
.
В 90-х годах в статьях экономистов и в средствах массовой информации стал
звучать термин “экономическая безопасность”. Первые статьи по проблемам
экономической безопасности России появились в конце 1994 года. Наиболее полно
теоретическую сторону вопроса рассмотрели в журнале Вопросы экономики №12 за
1994 год Л.Абалкин, А.Архипов и др. Позже в полемику по этому вопросу вступили
и другие крупнейшие российские экономисты.
Длительное
время проблема экономической безопасности Правительством России
игнорировалась . У нас были попытки создания федеральных органов по мониторингу
и изучению этих проблем (Комитет по защите экономических интересов России при
Президенте, Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ),
но они не имели успеха. Но сейчас, хоть и с опозданием, но идет формирование
концепции экономической безопасности. В начале 1995 года на заседании
межведомственной комиссии Совета Безопасности были обсуждены и приняты основные
положения государственной стратегии (позже они были утверждены Президентом). В
апреле и июле 1996 года дважды проходили парламентские слушания в Совете Безопасности,
посвященные проблемам экономической безопасности. Плохо то, что ни в Концепции
среднесрочной программы на 1997-2000гг., но в Концепции
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года
ни слова не сказано о проблемах экономической безопасности России, нет даже
анализа причин такого положения в экономике2
Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия
ее возрождения привлекают к себе все болев пристальное внимание политических
деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не
случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической
безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной
жизни.
Понятно,
что необходимость дальнейшей разработки проблем экономической безопасности
необходима. Я в своей работе постараюсь проанализировать причины и факторы
снижения уровня экономической безопасности страны, а также предложить свой
вариант решения этих проблем, которые сейчас, в условиях перехода к рынку,
имеют особую остроту.