Роль государства в переходной экономике Украины
После распада Советского Союза административно-командная система к 1992г.
оставила в наследство тотальное огосударствление экономической сферы,
сверхмонополизацию и деформированность структуры экономики с крайне высокой
степенью милитаризации, подавленную инфляцию и скрытую безработицу, тотальный
дефицит товаров и услуг, отсутствие экономических мотивов к трудовой
деятельности и господство социального иждивенчества, эгалитаристской и
партеналистической психологии подавляющего большинства населения.
Каковы же основные проблемы, которые должны быть решены в переходной
период? Это – приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение
предпринимательства, либерализация внешнеэкономических связей и социальная
политика, направленная на защиту лиц с низкими доходами.
Рыночное хозяйство
предполагает взаимосвязанную систему рынков: товаров, труда, капитала и др. В
связи с этим важнейшими целями в переходный период являются:
1. Развитие реального рынка
товаров и услуг, причём как производственного, так и непроизводственного
назначения, со свободным ценообразованием, когда подавляющая масса продукции
производится в частном секторе;
2. Формирование финансового
рынка. Здесь речь идёт о незнакомом ранее для нашего бытия рынка ценных бумаг
(акций, облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не
опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни
общества. Обладатели ценных бумаг (а их в развитом рыночном хозяйстве миллионы)
получают возможность не только иметь дополнительные источники доходов, но и
становиться собственниками; это серьёзно снижает и социальную напряжённость в
обществе;
3. Создание и
регулирование рынка труда. В рыночных условиях для населения закончился период
гарантированной занятости. Теперь вводится контрастная система найма
работников, которая призвана повысить ответственность обеих сторон (рабочего и
руководителя) в ходе рационализации занятости. Ведь на рынке труда, так же, как
и на рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом и предложением – вещь
довольно болезненная.
Рыночная экономика – это
экономика, в которой взаимодействуют рынки товаров и услуг, ценных бумаг,
труда. Пути к такой экономике отнюдь не однозначны. Какая же дорога ведёт к
рынку? Ответ на этот вопрос видится во взаимосвязи политических и экономических
шагов.[6, с. 535 – 536]
Приватизация – коренной
вопрос перехода от административно-командной системы к рынку. Она означает
движение к тому, чтобы ведущие позиции в экономике занял частный сектор:
индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные
предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то,
как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие
и неприкосновенность всех форм собственности: государственной, коллективной,
частной и интеллектуальной. Только возвратив человеку собственность, можно
рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя
конкурентоспособной продукции. Основной причиной приватизации послужило
вызванное бюджетными кризисами осознание того, что государственные предприятия,
как правило, выступают растратчиками национального богатства. Главная задача
приватизации – обеспечить критическую массу институциональных изменений, когда
в частном секторе экономики сосредоточится подавляющая часть производства
товаров и услуг.
Макроэкономическая
стабилизация сформулирована в шести классических принципах:
1.Макроэкономическая
стабилизация, означающая минимизацию дефицита государственного бюджета,
прекращение избыточной денежной эмиссии и льготного кредитования;
2.Либерализация цен, то
есть их формирование на основе спроса и предложения;
3.Частная собственность, в
том числе и в сельском хозяйстве, гарантированная законом, защищающим права
собственника и обеспечивающим надёжность выполнения хозяйственных договоров;
4.Приватизация
государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание
новых предприятий, продажу большей части гос. собственности и демонополизацию
производства в различных отраслях;
5.Становление экономики
открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту
иностранных инвестиций и предоставление возможности для репатриации прибылей;
6.Ограничение прямого
государственного вмешательства в экономику.[6, с. 536 – 538]
Успешное завершение
экономических реформ потребует полного пересмотра традиционной роли государства
в экономике.
Глава 1. Сущность
государственного регулирования экономики Украины.