Современная
рыночная экономика представляет собой сложнейший организм , состоящий из
огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и
информационных структур , взаимодействующих на фоне разветвленной системы
правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По
определению рынок
- это организованная структура, где
"встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где
в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество
товара, которое потребители могут купить по определенной цене ) и предложения
производителей (предложение - это количество товара, которое производители
продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет
количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей),
участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на
какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и
структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым
понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции
(competition) . Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного
хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен
и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.
Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по
поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим
человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В
соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в
рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение )
процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве
средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании
используют , например , качество изделий, цену, сервисное обслуживание,
ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.