Расчет бюджетного дефицита
Первичный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает «бремя долга» в экономике. Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.
BD
общий
=(
G
+
N
+
F
)-
T
;
BD
первичный
=(
G
+
F
)-
T
;
где G – государственные закупки
N – выплаты по обслуживанию долга
F – трансферты
T – налоговые поступления в бюджет
N=D*Rr;
где N – выплаты по обслуживанию долга
D – величина долга
Rr – реальная ставка процента
Долговое финансирование дефицита государственного бюджета увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы.
Существует три подхода к регулированию Федерального бюджета:
1 – ежегодное балансирование бюджета,
2 – циклическое балансирование бюджета,
3 – отказ от балансирования бюджета, но стабилизация экономики.
Для балансирования бюджета правительство должно:
или 1 – увеличить ставки налога,
или 2 – сократить государственные расходы,
или 3 – использовать сочетание этих двух мер.
Для ликвидации грядущих бюджетных излишков правительство должно:
или 1) снизить ставки налога
или 2) увеличить правительственные расходы
или 3) использовать сочетание этих двух мер
Но эти меры увеличивают совокупность спроса и поднимают цены.
График циклически балансируемого бюджета показывает, что во время спада экономики правительство осуществляет антициклическую политику, снижает налоги и увеличивает расходы, сознательно вызывая дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема оно повышает налоги и урезает правительственные расходы. Федеральный долг, образовавшийся в период спада, покрывается положительным сальдо бюджета, возникшим в период подъема. Однако, подъемы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности. Длительный и глубокий циклический спад, за которым последует короткий и незначительный период процветания, приведет к появлению циклического дефицита федерального бюджета, вызванного спадом деловой активности и обусловленным им сокращением налоговых поступлений.
Теория функционального финансирования рассматривает проблему государственных дефицитов и излишков как малозначительную по сравнению со спадами экономики и инфляцией.
Функциональное финансирование – использование фискальной политики для обеспечения производства неинфляционного ЧНП в условиях полной занятости независимо от воздействия этой политики на государственный долг. Причем по мере ускорения роста экономики налоговые поступления автоматически возрастают и при данных правительственных расходах дефицит отчасти самоликвидируется.