Безработица.
Эволюция безработицы следует из нашей характеристики развития частного и государственного секторов. Сфокусировав внимание сперва на Венгрии, Польше и Чешской Республике можно наблюдать как с течением времени меняется природа безработицы. Первоначальное сокращение занятости в государственном секторе происходило как путем прямого перехода работников на другую работу, так и путем выбытия из состава рабочей силы посредством досрочного выхода на пенсию. Для тех, кто имел несчастье стать безработным, перспективы были туманными, показатели уровня оттока из рядов
Таблица 1-1. Занятость по формам собственности.
В тысячах Доля в общей занятости
Показатели 1990 1991 1992 1990 1991 1992
Венгрия
Общая занятость 4699,0 4334,0 4120,0
Государственный сектор - 2860,4 2645,0 - 66,0 64,2
Частный сектор - 1473,6 1475,0 - 34,0 35,8
ПОЛЬША
Общая занятость 16511,0 15601,0 15379,0
Государственный сектор 10963,4 9313,8 8550,7 66,4 59,7 55,6
Частный сектор 5547,7 6287,2 6828,3 33,6 40,3 44,4
Чешская Республика
Общая занятость 5351,0 5059,0 4880,0
Государственный сектор 4917,0 4052,0 - 91,9 80,1 -
Частный сектор 434,0 1007,0 - 8,1 19,9 -
СЛОВАКИЯ
Общая занятость 2478,0 2281,0 2160,0
Государственный сектор 2357,0 1989,0 1793,0 95,1 87,2 83,0
Частный сектор 121,0 292,0 367,0 4,9 12,8 17,0
БОЛГАРИЯ
Общая занятость 4097,0 3564,0 3113,0
Государственный сектор 4097,0 3204,0 2673,0 100,0 89,9 85,9
Частный сектор - 360,0 440,0 - 10,1 14,1
РУМЫНИЯ
Общая занятость 10840,0 10786,0 10205,0
Государственный сектор - 10041,8 8980,4 - 93,1 88,0
Частный сектор - 744,2 1224,6 - 6,9 12,0
РОССИЯ
Общая занятость 75400 73800 72300
Государственный сектор 66900 60300 53600 88,7 81,7 74,1
Частный сектор 8300 13500 18700 11,0 18,3 25,9
- нет данных.
Примечание: давние по Польше в 1989 г. состовляют,
соответственно, i7600, 12126 в 5474, что дает долю мытых в государственном
секторе 68,9 процентов и в частном секторе 31.1 процента. Источник; Employment
Observatory, оценка Роскомстата и Всемирного банка
безработных, особенно уровня трудоустройства, были низкими. С течением
времени, когда увольнения стали преимущественно недобровольными, увеличился
приток в состав безработных как с государственных, так и с частных фирм: правда
выросли и обратные потоки из состава безработных. Перемещение с работы
на работу происходит теперь через безработицу. Низкий уровень безработицы в Чешской республике сравнительно с Польшей и Венгрией порожден как более интенсивным ростом частного сектора (при меньшей исходной базе), так и более жесткими ограничениями на право получать пособие по безработице. Не следует, однако недооценивать эти изменения, которые претерпевает с течением времени природа безработицы. В сравнении с западными странами, текучесть состава безработных остается низкой. В сегодняшней Польше и Венгрии, месячный показатель уровня трудоустройства из состава безработных до сих пор не достигает 3 процентов; для сравнения в США в 1992 г. он составлял 25 процентов. Средние цифры скрывают значительные региональные различия. Уровень безработицы сильно варьирует по регионам в каждой стране по двум причинам: в результате различий в темпах сокращения государственного сектора и в темпах роста частного сектора. Ограничения на передвижения рабочей силы усиливают эти региональные различия. Другие страны опять же подразделяются на две группы. В Болгарии высокая безработица порождается сочетанием сильного сокращения занятости в государственном секторе и слабого компенсирующего роста занятости в частном секторе. Похожая в общих чертах картина, хотя с другой временной траекторией потоков рабочей силы, исходящих из государственного сектора, характерна для Словакии. В противоположность Чешской Республике, частный сектор был здесь изначально намного меньше, что обусловило значительно более низкие показатели перехода на другую работу у теряющих место в государственном секторе. Для Румынии и России более низкая безработица на старте перехода есть, прежде всего, результат более слабого сокращения занятости в государственном секторе. Последующее повышение безработицы в Румынии в 1992 г. отражает некоторое ужесточение бюджетных ограничений, хотя изменения в экономической политике были частыми и непредсказуемыми.
Перейти на страницу:
1 2 3