Либерализация цен стала первым мероприятием реформы. Рост цен подавил спрос предприятий и населения, обесценил оборотные средства предприятий и сбережения населения, практически произошла их конфискация. На первом этапе реформ либерализация цен вызвала инфляцию. Рост инфляции стимулировался эмиссией денег для покрытия дефицита бюджета. То есть высокая инфляция в значительной мере была вызвана действиями правительства, а не объективными условиями.
В промышленности либеральные подходы выдерживались в течение длительного времени. Наиболее высокими темпами росли цены в топливно-энергетическом комплексе. Цены на мазут, бензин и дизельное топливо превысили уровень США еще в 1995 году. Высокий рост цен в топливно-энергетическом комплексе стимулировал их повышение в других отраслях. Однако в сельском хозяйстве цены росли значительно медленнее (табл. 20).
Если индексы цен лесного и топливного комплекса в Амурской области были близки, а в Республике Саха отличались в 1,8 раз, то в сельском хозяйстве индексы цен были ниже индексов топливного комплекса в 3,8-9,8 раз. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию имеет общий характер, но отличается по территориям.
Таблица 20 |
Индексы цен производителей (декабрь текущего к декабрю предыдущего года, раз) |
Вид производства, территория |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1995 в % к 1990 |
Топливный комплекс |
Амурская область |
0,8 |
127 |
1 |
21 |
2,7 |
5760 |
Республике Саха |
2,2 |
188,1 |
6,2 |
2,7 |
2,6 |
18011 |
Лесной комплекс |
Амурская область |
3,0 |
20 |
13,7 |
3,8 |
1,9 |
5934 |
Республике Саха |
3,7 |
18,3 |
12,5 |
4,1 |
2,8 |
2959 |
Сельское хозяйство |
Амурская область |
2 |
7,9 |
8,8 |
4 |
2,7 |
1501 |
Республике Саха |
1,6 |
6,9 |
14,4 |
4 |
2,9 |
1844 |
На Дальнем Востоке диспаритет усиливается опережающим ростом транспортных тарифов. К концу 1997 г. общий индекс транспортных тарифов к 1990 г. составил для железнодорожного транспорта 22113, автомобильного 11993, морского 11525 и для авиационного 20000. В то же время индекс цен на промышленные товары составлял около 10000. Расходы по доставке в условиях Дальнего Востока часто превышают стоимость доставляемых ресурсов. Это вызывает опережающий рост отпускных цен для сельского хозяйства (табл. 21).
Наиболее либеральной политика цен была в 1992-1993 гг., что вызвало выход инфляции из под контроля. С 1994 г. проводятся антиинфляционные меры по усилению государственного регулирования цен на товары производственного назначения, поставляемые естественными монополиями. Устанавливались предельно допустимые уровни рентабельности в ценах товаров и услуг, соотношения роста цен на товары топливно-сырьевой группы и тарифов со средним индексом цен производителей в промышленности. Однако монопольное положение промышленных предприятий при сокращении производства и в этих условиях позволяло повышать цены на их продукцию.
Таблица 21 |
Индекс цен на отдельные виды промышленной продукции, потребляемой сельским хозяйством (Хабаровский край, 1990 г. = 1) |
Виды продукции |
1991 |
1994 |
1995 |
1997 |
Трактор ДТ-75 |
1,93 |
2671 |
7359 |
19125 |
Трактор МТЗ-80 |
1,86 |
4568 |
6086 |
14482 |
Мин. удобрения |
2,00 |
1352 |
5297 |
18750 |
Дизельное топливо |
2,25 |
6822 |
22970 |
26625 |
Автобензин |
1,53 |
4946 |
15491 |
19923 |
Перейти на страницу:
1 2 3 4