Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ в переходный период.
Однако регулирование нельзя рассматривать исключительно как процесс контроля и координации каких-либо действий или решений. Другими словами, успех регулирования зависит не только от официальных органов, законодательных актов, программ или направлений, которые его осуществляют. Большое значение имеет фактор поддержки таких действий со стороны граждан, которые для этого должны не только понимать происходящие процессы и одобрять их, но также активно участвовать.
В основе природы международной экономической интеграции всегда лежали процессы международной специализации труда и производства. Но одно дело — практика разделения труда и специализация внутри страны, регулируемые системой государственной внутренней экономической политики (налоги, таможенные пошлины, государственный заказ, цены и др. меры). И другое дело — относительно стихийное развитие международного разделения труда в рамках международного экономического сотрудничества, где властвуют сегодня законы не социальной целесообразности или технологической необходимости, но, прежде всего — законы силы (любой формы ее проявления), с позиции которой и «планируется» перспектива интегрированности в мировую систему. Именно такая политика (с позиции сильного) сегодня и проводится ЕС и США по отношению к России. Отсюда важно выяснить: что является современной изначальной предпосылкой международной экономической интеграции: международное разделение труда (специализация производства) или политические (экономические) интересы соответствующих групп стран? Нам представляется, что последнее является более приоритетным для сильных стран с целью поддержания высокого уровня своей социально-экономической стабильности, конкурентоспособности и насыщенности рынка соответствующего региона мира.
Вместе с тем объективный процесс организации и развития новых производств (например, космос, авиастроение, добыча и переработка полиметаллов и другого сырья глубоко под землей или на шельфах океана) связан с огромными расходами на научные исследования, опытно-конструкторские разработки и т.д. (например, строительство международной космической станции «Альфа» (США, Западная Европа и Россия), строительство транспортного тоннеля через пролив Ла-Манш (Франция и Англия) и др.). Все это заставляет по-новому взглянуть на целесообразность и конструктивность международного сотрудничества
Важно подчеркнуть, что взаимодействие стран СНГ в борьбе с преступностью и проявлениями экстремизма осуществляется на основе принципов уважения суверенитета государств и неукоснительного соблюдения их национального законодательства, норм и принципов международного права, укрепления доверия между компетентными органами стран Содружества, приоритета защиты прав и свобод человека, равноправия сторон. Эти принципы, их соблюдение служат гарантией дальнейшего улучшения взаимопонимания, укрепления доверия при взаимодействии в решении общих задач.
Естественно, что нет единого критерия оценки СНГ у аналитиков и простых жителей, бывших советских республик. Но они сходятся в главном – мир неделим. Рано или поздно страны СНГ вольются в международное сообщество, пройдя непростой путь обретений и потерь.
Европа шла к своему экономическому союзу полвека. Многие годы формировалась зона свободной торговли в Северной Америке. Не в одночасье возникли мировые интеграционные объединения в Азии и Латинской Америке. Но и по сей день, они вынуждены сообща преодолевать множество противоречий, чтобы шаг за шагом продвигаться к общим геостратегическим ориентирам.
Такого времени в запасе у стран СНГ нет. На рубеже нового тысячелетия, перед лицом нового исторического вызова они получили уникальную возможность обретения своего достойного места в мире. Критическое осмысление прожитых вместе лет, взаимные терпимость и доверие, совместное стремление к взаимоприемлемым решениям позволяют с оптимизмом смотреть в будущее, хотя бы потому, что любой иной путь - это возвращение в прошлое, это путь в никуда
[1] Обозреватель – Observer, «Проблемы международной экономической интеграции», Г.ЛЕСНИКОВ, кандидат экономических наук.
[2] Цифры представлены департаментами Исполкома Содружества. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД “Содружеству Независимых Государств - девять лет”
Перейти на страницу:
1 2 3 4