Максимизация общей
полезности
Закон убывающей предельной полезности объясняет закон спроса, но он содержит в себе «слабое место» - предполагает, что потребители как-то могут подсчитать «полезность», которую они получают при потреблении различных товаров и услуг. Поскольку этого сделать невозможно, был найден другой метод определения поведения потребителя – кривые безразличия.
Этот подход (метод) не требует, чтобы потребитель оценивал полезность каждой отдельной единицы потребления. Он
Рис. 7. Выгода покупателя
;••„' Потребитель готов купить 6 еди-
-•; виц продукции и заплатить 5 дол. за _ каждую единицу. Но если бы на рынке была лишь одна единица, то
- он готов был бы заплатить 10 дол., за две — 9, за три — 8 дол. и т. д.
: При покупке 6 единиц образуется
,: разность между тем, что каждая единица стоит (значит) для потребито-
;' ля, и тем, что он реально за нее заплатил. Складывая эти разности, по-
', лучн-м 5+4+3+2+1=15 дол. сово-
- хупной выгоды потребителя.
Рис. 8. Кривая безразличия
Потребитель безразличен к выбору
между товарными наборами вдоль кривой и. Наборы а, Ь, с, с) доставляют ему одинаковое удовлетворение.
Наклон кривой безразличия в каждой точке показывает предельную норму ламсщения — как
много товара В потребитель готов пожертвовать для получения единицы товара А.
лишь должен «ранжировать» товар в зависимости от своего предпочтения, т. е. решить, какое количество и каких товаров он хочет потребить. Если потребителю все равно, какую комбинацию товаров предпочесть, то тогда он находится в положении безразличия. Графическим изображением этого является кривая безразличия. Ее название объясняется тем, что в каждой точке имеет место набор, дающий одинаковое удовлетворение потребителю. Кривая безразличия есть график всех альтернативных комбинаций двух товаров, доставляющих одинаковое удовлетворение и к выбору из которых потребитель индифферентен. Кривая имеет снижающийся наклон, означающий, что чем больше одного товара входит в набор, тем меньше •количество другого. Иными словами, единственный способ для потребителя сохранить общее удовлетворение при снижении потребления товара — увеличить потребление другого (рис. 8).
Кривая безразличия показывает, что норма замещения одного товара другим, т. е. готовность потребителя заменить потребление одного товара другим, неодинакова в .разных точках кри-
вой (т. е. при различных наборах) и имеет тенденцию уменьшаться. Чем больше товара А потребляет потребитель по отношению к товару В. тем от меньшего количества товара В он готов отказаться .в пользу А. Если по каким-то причинам потребитель может увеличить в наборе количество товаров Л и В, то общий уровень его удовлетворения повышается (кривая безразличия 'сдвигается вправо).
Совокупность кривых безразличия образует карту 'кривых безразличия. Чем выше кривая безразличия, тем выше благосостояние потребителя (рис. 9). В какой точке карты безразличия находится потребитель, зависит от относительных цен и его дохода. С точки удовлетворения потребности потребителю безразлично, какой набор (вдоль .кривой безразличия) он получит. Однако каждый предмет в наборе имеет разную цену. А поскольку бюджет потребителя ограничен, то и его выбор получает ограничения. Существует ряд возможных комбинаций двух товаров, которые потребитель способен оплатить из имеющегося в его распоряжении бюджета. График этих возможностей образует бюджетную линию (ряс. 10).
Перейти на страницу:
4 5 6 7 8 9 10