Микроэкономические показатели производства.
Рассмотрим теперь производство не в глобальных масштабах, охватывающих всю страну, а на предприятии, занятом выпуском одного или нескольких видов продукции, работ, услуг. Частные предприятия представляют собой один из важнейших объектов микроэкономического анализа. Их можно изучать с самых разнообразных углов зрения, однако в первую очередь их нужно рассматривать с достаточно прозаической точки зрения - как механизм для превращения затрат труда, капитала и природных ресурсов в готовую продукцию, представляющую собой товары и услуги, произведенные для удовлетворения человеческих потребностей. Фирма как производственное звено является ключевым элементом неоклассической традиции микроэкономического анализа.
На микроуровне приобретают большую представительность показатели производства в натуральном выражении, что не исключает, однако, широкого применения стоимостных показателей.
Итак, для предприятий важной характеристикой их производственной деятельности служит прежде всего объем производства
конкретного вида экономического продукта в натуральном выражении (в физических единицах измерения) в течение определенного периода (года, квартала, месяца, недели, суток). Соответствующие показатели именуют годовым, квартальным, месячным, недельным, суточным выпуском
продукции.
Более универсален показатель валового дохода предприятия, представляющий собой суммарную стоимость конечной продукции, произведенной предприятием за определенный период, выраженную в реальных рыночных ценах. Отметим, что используя понятие «валовой доход» в указанном смысле, мы считаем его идентичным понятию «валовой продукт», полагая, что произведенный для получения дохода продукт реализуется по рыночной цене и приносит доход в денежной форме.
В советской экономической практике применялось несколько объемных показателей производственной деятельности предприятия. Общий объем производства, выраженный в денежном выражении, включая незавершенное производство, получил название валовой продукции
. Завершенную в производстве и отгруженную потребителю продукцию называли товарной
, а оплаченную продукцию – реализованной.
Объем продаж произведенной предприятием продукции принято также именовать выручкой.Валовой доход (реализованная продукция, выручка) рассчитывают путем умножения объема продукции в физическом измерении на среднюю цену физической единицы. Если предприятие производит несколько видов продукции, то валовой доход определяется суммированием стоимости всех производимых и продаваемых продуктов.
В числе показателей производственной деятельности предприятий доминирующее место занимают издержки производства
.