Бюджет. Виды бюджетной политики государства
Важно, что на бюджетном регулировании, осуществляемом посредством формирования доходных и расходных статей государственного и регионально бюджетов, сказывается степень демократизации финансового управления. Одно дело, когда финансами через бюджет распоряжаются органы народовластия. И совсем другое, когда содержимое «денежной сумки» распределяют руководители государственного аппарата, чиновники из министерств и ведомств, руководствующиеся узковедомственными, преходящими, личными интересами. В целом в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в образование, движение, распределение финансовых ресурсов предприятий и граждан гораздо меньше, чем в экономике нерыночного типа. Вместе с тем бюджетно-регулятивная функция государства в ряде стран с рыночной системой достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию. Так что бюджетная система представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой.
С помощью бюджетов, так же как и посредством связанных с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы – это две стороны медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике.
Цели и задачи перераспределения финансовых ресурсов.
Бюджетная система Российской Федерации, аккумулируя финансовые ресурсы субъектов государственных правоотношений, обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями финансирования производственной и непроизводственной сфер. В силу объективных причин денежные средства, перераспределяемые в производственную сферу, имеют ярко выраженный отраслевой характер, тогда как финансирование социальной сферы в ряде регионов полностью зависит от бюджетных трансфертов.
В целом представление о государственном бюджете может быть получено из следующего варианта примерной схемы российского бюджета на 1996 год
ДОХОДЫ
|
(трлн. руб.) | РАСХОДЫ |
(трлн. руб. |
Налоги всего |
282,5 |
Гос. управление |
6,7 |
В том числе: |
|
Международная деятельность |
28,0 |
– налог на прибыль |
55,5 |
Национальная оборона |
80,2 |
– подоходный налог |
5,0 |
Правоохранительная деятельность |
35,1 |
– налог на добавленную стоимость |
127,0 |
Федеральная судебная система |
2,2 |
– акцизы |
44,0 |
Промышленность, энергетика, строительство |
49,5 |
– спецналог |
9,1 |
Транспорт, связь |
9,6 |
– таможенные доходы |
3,1 |
Образование |
15,2 |
Неналоговые доходы |
40,1 |
Культура, искусство, СМИ |
5,1 |
В том числе: |
|
Здравоохранение, физическая культура |
7,5 |
– от имущества |
5,3 |
Социальная политика |
12,6 |
– от приватизации |
12,4 |
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций |
5,9 |
– от внешнеэкономической деятельности |
13,6 |
Охрана окружающей среды |
2,1 |
Доходы целевые бюджетных фондов |
26,7 |
Обслуживание гос. долга |
58,0 |
|
|
Сельское хозяйство и рыболовство |
14,5 |
|
|
Фундаментальные научные исследования |
11,6 |
|
|
Запасы и резервы |
10,0 |
|
|
Расходы бюджетных целевых фондов |
26,7 |
|
|
Прочие расходы |
63,6 |
|
|
Из них: |
|
|
|
– финансовая помощь субъектам федерации и территориям |
54,7 |
Итого |
349,3 |
Итого |
444,1 |
| |
| |
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7