Знакомство с рыночными отношениями начнём с простейшего определения рынка, а затем перейдем к более сложным понятиям.
Рынок-это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд в общественном транспорте. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают:
А) Местный (в пределах села, города, региона)
Б) Национальный (внутренний)
В) Мировой
Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: а) товарного производства и б) рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей. Исходное звено общей системы производство товаров оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям: а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен, б) в самом производстве создаются ожидаемые доходы участников рыночных сделок, в)в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создаётся необходимость самого рыночного обмена продуктами.
В свою очередь, рынок оказывает обратное явление на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рыка.
Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, область окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.
Другая функция: рынок выполняет роль главного контролёра конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствует нуждам потребителей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов доходно или убыточно реализовывать товары, для покупателей разорительно или выгодно их приобретать?
Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь, то, что тебе нужно…». Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки.
Описанные здесь функции рынка свойственные ему, скорее всего, в начальный период его существования в доиндустриальную эпоху. Тогда рынок был в неразвитом в слитом, в нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставляющему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов.
Если человек прожил всю жизнь в российской деревне или небольшом городе, то ему трудно понять, как преобразился известный ему с детства рынок в конце ХХ столетия. Почему сейчас говорят не просто о рынке, а о системе рынков?