Взаимодействие монополии и рыночного механизма.
В нашей стране «ножницы цен» использовались особенно широко в период народного хозяйства. Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырьё, чем нанесло большой ущерб экономике села. До сих пор такого рода «ножницы цен» не устранены.
Совершенно очевидно, что с помощью произвольно устанавливаемых цен монополии собирают своего рода «дань» с других предпринимателей и населения.
Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами расправляются с конкурентами. Опишем некоторые из этих способов.
Хозяйственный бойкот – частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами. Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества. 2. Демпинг – преднамеренная продажа товаров по «бросовым» ценам с целью разорения конкурента. 3. Ограничение продажи товаров самостоятельным фирмам. 4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей. 5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже). 6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их «поглощения» и «присоединения» к монополии. Последние применяют широкий арсенал жестоких приёмов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют «промышленный шпионаж». Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами, вплоть до поджогов помещений, тер актов и заказных убийств.
Новое в развитии рыночного механизма на рубеже 20 – 21 в.в.
Перейти на страницу:
1 2 3