Проблема перехода к развитому рынку.
При реформировании российской экономики требуется выполнить следующую целевую установку – правильно выбрать тип и структуру рыночных отношений.
Ещё до рыночной реформы у её инициаторов возобладала идея создания свободного рынка. Их не смущали предостережения противников такой ориентации. Так, профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете «Известия» 31 января 1990 г. откровенно и резко заявил: «Те, кто говорит… о возвращении к свободному рынку времён Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить».
Как это ни парадоксально, наша страна всё – таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда речь идёт о возникновении с самого начала множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где ведётся индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каждому гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно – эпидемиологический, экологический и иной контроль.
Жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику.
Заключение.
Итак, рыночная система – это взаимодействие и сочетание различных экономических структур, хозяйственной практики и правового обеспечения, экономической политики и многого другого. Отсутствие любого элемента немедленно вызовет сбои, приведёт к неэффективному развитию экономической системы. Именно поэтому усиливаются роль и значение государства как гаранта цивилизованного развития рынка. Изданием различных законодательных актов, проведением соответствующей экономической политики оно создаёт «правила игры», которыми следуют участники рынка.
Государство не должно управлять хозяйственной деятельностью предприятий путем дачи указаний типа, что и сколько производить. Его – цель создать условия, выполнения которых бы обеспечило бы полную хозяйственную независимость предприятий как в области производства, так и реализации, свободу заключения договоров с хозяйственными субъектами, выход на внешний рынок.