Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым
рынком
На финансирование капитальных вложений у города своих средств не хватает. Финансовые ресурсы на эти цели образуются так: 300 млн. долларов составляют субсидии от федерального правительства, остальные 200 млн. обеспечиваются заемными средствами.
Как отмечалось выше, 0,8 млрд. долларов направляется на развитие муниципальных предприятий. Из бюджета капитальных вложений, составляющего 0,5 млрд. долларов, финансируются: реконструкция аэропорта, реконструкция канализационной системы, строительство общественных зданий. Ссуда (200 млн. долларов) была взята на реконструкцию аэропорта. Покрывается она за счет платы авиационных компаний за его услуги.
Местные налоги в США играют самостоятельную роль и в отличие от России, Германии и ряда других стран служат основой доходной части местных бюджетов. Тем не менее, без крупных правительственных субсидий города не обходятся. Даже столица США Вашингтон, имеющая в качестве специального округа Колумбия привилегии штата, может покрывать свои расходы в сумме 3 млрд. долларов лишь на 84%. Остальные 16% составляет федеральная субсидия.
Через субсидии и дотации федеральное правительство может влиять на социально-экономическое развитие городов. Стоит отметить, что и система местных налогов во многом устанавливается законодательством государства.
Анализ структуры и ставок местных налогов в США и других западных странах позволяет классифицировать их по четырем основным группам. Первая — это собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых основными являются поимущественные налоги, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств. Косвенное налогообложение довольно разнообразно. Оно представлено как универсальным акцизом, т.е. налогом с продаж, так и специфическими акцизами.
Вторая группа местных налогов включает надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет.
Третья группа — это налоги на транспортные средства, на зрелища, гостиницы, коммунальные сборы и пр. В Нью-Йорке, например, налог на проживание в гостиницах составлял в 1991 г. 19% стоимости проживания. Среди налогов на потребление в США можно отметить такие, как налог на регистрацию автотранспортных средств, налог на парковку автомобиля, акциз на топливо, налог на пользование автострадами. Последний делится между бюджетами штата и городов. Ставки налога зависят от веса автомобиля.
Наконец, есть четвертая группа местных налогов. Эти налоги не носят фискального характера, а определяют политику местных органов управления. Это, прежде всего экологические налоги, направленные на защиту окружающей природной среды. В Нью-Йорке есть налог на очистку нефтяных пятен на водоемах. Имеется налог на корпорации, в результате деятельности которых появляются отходы «риска». Специальным налогом облагаются компании, производящие емкости для жидкостей без их вторичного использования. Речь идет о консервных банках и прочей таре, идущей после использования продукции в отходы.
Для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в центральный бюджет, и подчиненное положение местных налогов. Но в то же время развитие урбанизации приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов. Поэтому местные налоги растут наиболее быстрыми темпами.
В отличие от государственных налогов местные налоги характеризуются множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков. Дело в том, что «множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов, воздействовать на потребление и накопление. Но, разумеется, эффективное функционирование множества налоговых форм предполагает умеренность обложения каждым из налогов и всей их совокупностью»[6].
Перейти на страницу:
1 2 3 4