Реформа налоговой системы. Часть вторая Налогового кодекса РФ
Ожидается, что введение единого социального налога станет существенным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников.
Также предусматривается ввести с 01.01.01 налог на доходы физических лиц с единой ставкой в размере 13% (гл. 23 НК РФ).
Для доходов, которые имеют "нетрудовое" происхождение (выигрыши в лотерею, страховые выплаты по договорам добровольного страхования и т.д.), установлена повышенная налоговая ставка в размере 35%.
Ставка налога в размере 30% предусмотрена для доходов, получаемых физическими лицами, проживающими за пределами РФ, от дивидендов и доходов.
Определена система четких и носящих всеобщий характер, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Стандартные вычеты различны в зависимости от категории налогоплательщиков и получаемых ими доходов. Указанные вычеты предусматриваются для чернобыльцев, инвалидов Великой Отечественной войны, блокадников, одиноких родителей, опекунов и других мало защищенных категорий граждан.
В рамках социальных вычетов предлагается уменьшение облагаемого дохода на такие социальные расходы, как оплата лечения, медицинского обслуживания и стоимости лекарств, а также оплата обучения в средних и высших учебных заведениях, как самого налогоплательщика, так и его детей.
Имущественные налоговые вычеты имеют ограничения. Налогоплательщик имеет право на имущественные налоговые вычеты в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры, в размере произведенных расходов, но этот вычет не может превышать 600000 руб. в год.
Вычет при продаже имущества также ограничен. Имущественный налоговый вычет может составлять сумму, полученную от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, находящихся в собственности продавца не менее 5 лет, не более 1000000 руб., а от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, — не более 125000 руб.
При реализации принадлежащих налогоплательщику ценных бумаг вместо использования права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик может уменьшить сумму общего дохода от их реализации на сумму произведенных им и документально подтвержденных расходов на приобретение указанных ценных бумаг.
На профессиональные налоговые вычеты имеют право физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой.
В законе приводится перечень доходов, освобождаемых от налогообложения. К ним относятся государственные пособия (прежде всего пособия по безработице, беременности, родам), государственные пенсии, вознаграждения донорам за сданную донорскую кровь, алименты, получаемые налогоплательщиками.
Принятие единой ставки налога на доходы физических лиц позволит отказаться от необходимости составления и предоставления в налоговые органы декларации о доходах основной массе физических лиц.
В рамках проводимых налоговых преобразований ставки акцизов на бензин и табачные изделия были существенно увеличены; отменён налог на реализацию горюче-смазочных материалов.
Главой 21 части второй НК РФ предусмотрено, что плательщиками налога на добавленную стоимость помимо организаций становятся и индивидуальные предприниматели. Приводится определение места реализации товаров, в качестве отдельного объекта налогообложения выделяется выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
С введением второй части НК РФ отменяются следующие федеральные налоги: налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой налог, которые практически не были установлены. Из перечня федеральных налогов исключается сбор за пограничное оформление и гербовый сбор.
Вторая часть налогового кодекса не будет введена в один день, этому свидетельствует высказывание одного из основных разработчиков НК РФ Сергея Шаталова: “Мы не предполагаем ввести новую налоговую систему сразу с 1 января 2001 года. Вместо большого одномоментного скачка переход в новую налоговую реальность будет эволюционным процессом, растянутым на три-четыре года. Многие важные решения будут приниматься поэтапно”.[12]
Перейти на страницу:
1 2 3