Теория государственного регулирования экономики Дж.М. Кейнса
В ХХ ст. западная экономическая теория рыночного развития выступила с неоклассическим направлением, которое продолжало определять специфику другого классического положения. Но в последствии ситуация кардинально изменилась.
В первую очередь, в связи с победой Октябрьской революции 1917г. в России. После второй мировой войны, подобные революции в ряде стран восточной Европы, в Китае, и других странах Азии и на Кубе, марксизм тоталитарного направления стал единым, безальтернативно господствующим течением в странах командно-административной системы, оставшись одним из течений в других странах мира. Вместе с этим, в странах с рыночной экономикой, получил дальнейшее развитие марксизм социал-демократического направления. В странах командно-административной системы, условия, как выяснилось, мешали развития творческого марксизма. Напротив, практика первого периода существования командно-административной системы, доказала значительную роль активного вмешательства государства в экономические процессы. Лишь со временем, когда с одной стороны были созданы экстремальные задачи восстановления народного хозяйства, которое пострадало от войн, а с другой – было сделано фактическое огосударствление всей экономики, роль государства в экономической жизни была доведена до абсурда.
Во-вторых, уже в 30-тые годы, небывалой остроты достигли кризисные процессы в экономике и экономической теории Запада. Существовала острая потребность в новой рыночной теории, которая бы четко смогла объяснить существование таких явлений, как массовая безработица, долгое падение производства, существование неиспользованных производственных мощностей при относительной ограниченности народного потребления, и показала возможные пути выхода из кризисного положения без уничтожения рыночных основ хозяйствования.
В третьих, определенные новые теоретико-методологичные подходы к анализу рыночного предпринимательского хозяйствования основав институционлизм (от латинского Institutio- учреждение, institutum-строй, устройство), который возник в США в конце ХIХв. И заменил в 20 годы ХХ в.(Т. Веблен, У. Митчелл.) Эти подходы легли в основу рассмотрения влияния «институции», под которым разумеется какое-либо стойкое объединение людей для достижения определенных целей( семья, партия, профсоюз, церковь, трест), на общество, в том числе экономику. При этом политическая власть рассматривалась как выражение скоординированной деятельности разных прослоек и групп общества. Взгляды институционалистов служили критическому расхищению ортодоксии другой классической ситуации и положили определенные возможности нового подхода к анализу рыночной экономики на новом этапе ее развития. Определенные взгляды институционалистов были генетически и логически связаны с теорией бюрократии, авторитета и власти, разработанной немецким ученным М. Вебером ( 1864-1920)
Видимая потребность в новой рыночной теории была удовлетворена выходом в свет труда Дж. М. Кейнса « Общая теория занятости, процента и денег» (1936). После этого большинство молодых экономистов-рыночников стали последователями теории Кейнса. В ней была подвержена обоснованной критике идеализация классиками механизма рыночного саморегулирования, доказана необходимость активного государственного вмешательства в экономику и предложены инструменты регулирования.
По Кейнсу, достижение полной занятости возможно при наличии эффективного спроса. Под ним понимается та величина совокупного спроса на реальный бьем национального производства, при которой предприниматели надеются получить максимальную прибыль. Однако достигнуть полной занятости исключительно за счет действия стихийных сил невозможно. В связи с этим Дж.М.Кейнс отложил, как ошибочный, основоположный закон классической и неоклассической экономической теории–так называемый закон Ж.Б. Сея, согласно с которым предложение автоматически рождает личный спрос.
Перейти на страницу:
1 2 3 4