Неразвитость инфрастуктуры товарных рынков
Одним из факторов, ограничивающих возможности роста производства и реализации продукции отечественных производителей, является недостаточно развитая инфраструктура, которая не отвечает требованиям свободного движения товаров. Товарообменные операции стали одним из узких мест процесса воспроизводства.
В ходе проводимых экономических реформ произошло нарушение товародвижения и существовавших между хозяйствующими партнёрами взаимосвязей, увеличение количества промежуточных звеньев в процессе продвижения товаров к потребителям, возрастание издержек, цен и т.п.
При довольно слабом развитии малого предпринимательства и его правовой незащищённости, потребители не могут отказаться от услуг оптовых баз, так как никто другой не в состоянии предложить аналогичный ассортимент продукции производственно-технического назначения и гарантировать стабильные бесперебойные поставки. Однако, при наличии значительного количества складских площадей имеется дефицит высокомеханизированных складов с сопутствующем комплексом качественных сервисных услуг.
Слабое развитие получили информационные услуги, так необходимые предпринимателям для ведения успешного бизнеса: в настоящее время недостаточно организационных структур, располагающих информацией о функционировании товарных рынков и элементов их инфраструктуры (информация о спросе, товарном положении, ценах, конкурентоспособности, условиях продажи, формах обслуживания).
Рынок транспортно-экспидиционных услуг формируется в основном стихийно, причём идёт интенсивный процесс их дезинтеграции, в то время как во всём мире идёт процесс интеграции мелких перевозчиков в крупные логистические компании и товарораспределительные центры, которые позволяют рационализировать процесс движения грузов, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получить максимальный экономический эффект.
Цивилизованная же инфраструктура товарных рынков призвана создать условия для поддержания необходимого соотношения между спросом на товар и его предложением, сократить периоды удовлетворения спроса и реализации товаров, ускорить оборачиваемость капиталов, снизить общий уровень издержек и цен в процессе товарооборота, сформировать эффективную конкурентную среду – всё это подтверждает тот факт, что рыночная инфраструктура является необходимым звеном товародвижения от производителя к потребителю.
В числе основных направлений скорейшего формирования и эффективного функционирования инфраструктуры российских рынков необходимо обратить внимание на развитие оптово-посреднических организаций, складского хозяйства, объектов торгово-транспортного обслуживания, тароупаковочной индустрии, информационного, кредитно-финансового и нормативно-правового обеспечения.