Ценовые ограничения и диспропорции
Значительное негативное влияние на рост производства оказывают высокий уровень цен (инфляция) и ценовые диспропорции хозяйственного оборота, образующие искажённую структуру перераспределения денежных средств между секторами экономики.
В основе проблем с ценообразованием лежит процесс формирования издержек и себестоимости производимой российскими предприятиями продукции, на величину которых оказывают влияние налоговые ставки, стоимость используемых материалов, количество посредников и их маржа на оказание услуг, стоимость различных подрядных работ и услуг, затраты на обслуживание основных фондов, норма прибыли. Многие из этих составляющих и проблемы, связанные с ними, уже упоминались ранее – это и чрезмерная налоговая нагрузка на российские предприятия, и дефицит свободных средств, который порождает слабую инвестиционную активность и не способствует эффективному использованию имеющихся мощностей и вводу новых основных средств, и слабая рыночная инфраструктура, из-за неразвитости которой возрастают транзакцизные издержки и увеличивается число, а, следовательно, накрутка на цену товара, промежуточных звеньев по пути от производителя к потребителю.
В составе цен отечественных товаропроизводителей высока доля энергоматериалов и транспортных расходов в силу климатических и территориальных особенностей (о чём уже упоминалось) и износа как производственных фондов предприятий промышленности, так и основных средств предприятий ТЭК. Этот факт также влияет на высокий уровень цен.
В связи с чем в отечественной экономики возникла следующая дилемма.
С одной стороны, высокая энергоёмкость и большая транспортная составляющая российской промышленности и мгновенная ответная реакция последней на каждое повышение отпускных цен на топливо и электроэнергию, подтолкнуло правительство к жёсткому регулированию данных цен естественных монополистов (таких, как РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС, «Транснефть») и их удержанию на довольно низком, по отношению к мировому, уровню.
С другой стороны, работающие «на износ» отрасли ТЭК нуждаются в пополнении собственных средств для проведения адекватной инвестиционной и инновационной деятельности, к тому же внутренний низкий уровень цен на энергоносители привёл к тому, что не только операции, но и само производство на внутреннем рынке неэффективно и убыточно и не даёт ни инвестиционных ресурсов, ни средств на поддержание достаточного уровня производства – всё это привело к тому, что предприятия ТЭК всеми правдами и неправдами рвутся «в мир» даже в ущерб национальной экономики (вспомните хотя бы бензиновые кризисы, которые происходили не потому, что у нефтеперерабатывающих заводов не было горючего, а потому что продавать его по существующим на российском рынке ценам было невыгодно), поскольку только внешнеэкономическая деятельность способна приносить им прибыль. И здесь уже идёт речь о выравнивании российских внутренних цен на энергоносители с общемировыми, но как же тогда будет себя чувствовать отечественное производство.
А пока мы имеем следующую ситуацию.
За январь-ноябрь 1999г. при инфляции в промышленности 64% тарифы на электроэнергию, отпущенную промышленным потребителям, выросли всего на 19,3%. Оптовые цены на природный газ, реализуемый потребителям РФ (кроме населения), оставались неизменными с октября 1996г. до 1 ноября 1999г., в 1999г. оптовые цены на природный газ были повышены в среднем на 15%.
В то же время тарифная нагрузка на отечественных товаропроизводителей всё ещё достаточно велика.
Так, доля транспортной составляющей при различной дальности перевозок во внутрероссийском сообщении составляет по каменному углю около 40% в его себестоимости, по минеральным удобрениям – 25%, по лесным грузам – 30%, по нефтепродуктам – 20%, по чёрным металлам – 15%.
Энергоёмкость отечественных производителей основных видов продовольствия (говядина, свинина, баранина, масло, сахар и др.) за период 1991-97г.г. увеличилась в 3 раза. Если в 1991г. доля энергоносителей в себестоимости основных видов сельскохозяйственной продукции составляла 20%, то в 1997г. превысила 60% [22, c.2].
При всём при этом стоимость сельскохозяйственной продукции остаётся достаточно низкой по отношению к стоимости продукции машиностроения, что приводит к ценовым диспропорциям, возникшим ещё в советское время на заре индустриализации, когда рост промышленного потенциала страны обеспечивался за счёт сельского хозяйства. Промышленность этот счёт до сих пор не оплатила. В итоге таких ценовых перекосов предприятия сельского хозяйства не в состоянии обеспечивать своё производство новой техникой и поддерживать ещё имеющиеся машины в рабочем состоянии, что, вполне естественно, затормаживает дальнейшее развитие АПК.