Внешнеэкономические проблемы
Во всё более расширяющихся с либерализацией нашего рынка взаимоотношениях с зарубежными партнёрами и в рамках взятого российским правительством курса на интеграцию нашей страны в мировое хозяйство большое значение стала приобретать внешнеэкономическая деятельность отечественных предприятий (как экспорт, так и импорт) и соответствующая ей внешнеэкономическая политика государства.
Поэтому, ещё одним немаловажным фактором, ограничивающим возможность ускоренного роста промышленного производства России, является общеэкономические тенденции, складывающиеся в последнее время во внешнеэкономических отношениях, – это усиление международной конкуренции на фоне растущей государственной поддержки экспорта за рубежом и активного, зачастую на дискриминационной основе, применения мер в интересах своих национальных производителей.
Основные факторы, негативно влияющие на расширение российского экспорта, можно условно разделить на три крупные группы: экономические, организационные и торгово-политические.
Среди экономических факторов, тормозящих отечественный экспорт, в свою очередь особо выделяются:
- Недостаточная конкурентоспособность многих российских товаров как на мировом рынке, так и внутри страны по сравнению с иностранными конкурентами. В большинстве случаев это связано с тем, что они не отвечают возросшим международным стандартам качества, в первую очередь по таким сравнительно новым критериям как безопасность для потребителя и соответствие экологическим нормам, в результате чего возникают препятствия для допуска этих товаров на рынки многих индустриальных и ряда развивающихся стран. В России до сих пор не налажен квалифицированный и эффективный контроль за качеством экспортной продукции; ощущается нехватка испытательных центров и лабораторий, отвечающим по своему уровню международным требованиям. Это создаёт дополнительные проблемы с сертификацией отечественных товаров (поскольку российские сертификаты, за редким исключением, не признаются в индустриальных странах), а необходимая сертификация за рубежом обходится достаточно дорого, затраты по которой также отрицательно влияют на их конкурентоспособность.
- Низкая доля в российском экспорте принципиально новых видов товаров и услуг и достаточно устаревшая структура экспортной специализации. Здесь показательно, что в зарубежных странах с динамично увеличивающимся экспортом доля инновационных товаров и услуг обычно значительно выше общего среднемирового уровня.
- Скромные масштабы международного производственного кооперирования российских промышленных предприятий с передовыми в техническом отношении зарубежными предприятиями. Это лишает Россию возможности получения ряда существенных преимуществ от международного разделения труда, научно-технического прогресса. Международное кооперирование обеспечивает его участникам решение таких двух ключевых проблем как снижение уровня цен на совместно выпускаемую продукцию и повышение качества продукции за счёт специализации и применения инновационных достижений партнёров.
- Ограниченная государственная финансовая поддержка отечественных экспортёров, что значительно отличается от сложившейся в развитых странах практики, где созданы специальные государственные экспортные компании, направленные, вследствие неудовлетворительного финансирования соответствующих программ в области кредитования и страхования экспорта, на всестороннюю поддержку и стимулирования национального экспорта. В результате отсутствия у нас такой поддержки даже конкурентоспособная российская продукция зачастую не находит покупателей на мировом рынке.
Под организационными факторами подразумеваются недостаточные знания и опыт международных коммерческих операций у большинства из 450 тысяч российских участников ВЭД.
Многие из них, сравнительно недавно приобщившиеся к международной торговли, не имеют возможности на должном уровне изучать товарные рынки и импортные потребности зарубежных стран, их торговые и таможенные режимы, в том числе льготы, международные соглашения и конвенции, правила оформления контрактов, а также эффективно и адекватно защищать свои интересы при обвинении в демпинге (что для российских товаров на международных рынках не редкость) или других неправомерных действиях стран-импортёров, кроме того они часто становятся жертвами недобросовестной коммерческой практики, широко распространённой на мировых рынках (справедливости ради следует отметить, что наши в накладе тоже не остаются – привычка «кидать» весьма живуча у многих наших предпринимателей).
В России оказывается довольно слабая информационная, консультационная и правовая поддержка экспортёрам, в то время как во многих зарубежных странах это входит в число первоочередных прямых обязанностей торгово-промышленных палат и лично послов в тех странах, где их национальные экспортёры осуществляют свою деятельность.