Основные направления реализуемой в россии промышленной политики
В целом, под воздействием всех этих факторов, в первой половине 1999г. обозначились определенные позитивные макроэкономические тенденции, которые оказали благоприятное воздействие на динамику промышленного производства и выдвинули на первый план задачу формирования условий дальнейшего устойчивого роста, позитивных структурных сдвигов в экономики России.
Однако к концу 1999г.-началу 2000г. «головокружение от успехов» несколько приостановилось, поскольку к этому времени практически сошёл на нет эффект девальвации, замедлились темпы роста производства (которые, справедливости ради, стоит отметить являлись естественным результатом послекризисного оживления нашей экономики и которые ещё не достигли своего докризисного уровня) и всплыли опять наши структурные «болячки». Перед Правительством страны опять стала проблема как поднимать экономику, проблема выбора пути повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, изыскать возможности для ускоренного производственного роста.
И здесь мы снова возвращаемся к промышленной политике.
В ситуации посткризисного подъёма отечественного промышленного производства, девальвации рубля, роста эффекта импортозамещения и благоприятной для экспортёров внешнеэкономической конъюнктурой, а также некоторого улучшения финансового положения российских предприятий, действия государства по реализации промышленной политики были весьма уместны и не противоречили общим тенденциям в развитии экономики России. Государство правильно расставило акценты по реализации промышленной политики, не сбивая общего темпа посткризисного компенсационного наращивания производства, в результате чего индекс физического объёма промышленного производства России за 1999г. составил около 108% (т.е. прирост составил 8% по сравнению с 1998г.).
В 1998-99г.г. промышленная политика осуществлялась по следующим направлениям.
Институциональные преобразования, направленные на создание условий по повышению инвестиционной и инновационной активности, максимизации доходов бюджетов всех уровней, оптимизации структуры госсобственности, повышение ликвидности объектов госсобственности посредством предпродажной подготовки, улучшения финансово-экономической деятельности предприятий.
Поскольку уже упомянутая активизация промышленной политики невозможна без повышения эффективности управления госсобственностью, Правительством РФ одобрена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в РФ. Данная Концепция определяет цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные на повышение эффективности управления государственным имуществом, а также проблемы приватизации госимущества.
Для увеличения поступлений в бюджет проводилась продажа принадлежащих государству пакетов акций акционерных обществ на коммерческих конкурсах с инвестиционными и (или) социальными условиями. Утвержден также план поступлений в бюджет от аренды, использования зарубежной недвижимости и дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям.
К началу 1999г. практически завершился процесс преобразования госпредприятий и организаций в акционерные общества. На начало 1999г. общее число приватизированных предприятий составило 60% от общего количества государственных предприятий по состоянию на начало процесса приватизации. В этом же году начат третий этап приватизации – по индивидуальным проектам.
Важным направлением институциональных преобразований в промышленности остается интеграция промышленных предприятий с финансовыми и торгово-посредническими организациями по производству и реализации конкурентоспособной продукции: по состоянию на 1 января 1999г. государственный реестр финансово-промышленных групп России содержит 80 официально зарегистрированных ФПГ (реально их больше).
Отсутствие средств федерального бюджета на позволило реализовать Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства на 1998-99г.г., что привело к некоторому снижению темпов создания объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса и отрицатель сказалось на развитии новых финансовых механизмов поддержки последнего (лизинг, франчайзинг, венчурное финансирование и т.п.).
В рамках поддержки реального сектора экономики Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999г.» предусматривалось предоставление бюджетных ссуд под высокоэффективные контракты, заключённые на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт. Согласно постановлению Правительства РФ, которое регламентирует порядок предоставления ссуд, Минэкономики РФ организовало проведение конкурсного отбора контрактов.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8