Некоторые теоретические моменты, касающиеся бюджетного дефицита.
Таблица
2
Финансирование дефицита федерального бюджета России в 1998 г.
Общее финансирование |
74,3 |
В том числе:
Внутреннее финансирование |
41,0 |
Из него:
Кредиты Банка России |
- 0,2 |
Государственные краткосрочные обязательства |
38,1 |
Казначейские обязательства |
- 7,3 |
Облигации государственного сберегательного займа |
6,3 |
Внешнее финансирование |
33,3 |
Из него:
Кредиты международных финансовых организаций |
22,5 |
Кредиты правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм |
10,8 |
“Столкнувшись с резким сокращением налоговых поступлений, правительство увеличило заимствования на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов, выпуск казначейских налоговых освобождений (КНО), векселей, других денежных суррогатов, повысило таможенные пошлины, одновременно распространив их на более широкий круг товаров, в том числе на лекарства, приступило к установлению новых видов налогов, включая и такие экзотические, как налоги на пересечение границы физическими лицами, на импорт наличной валюты. Из теории и практики многих стран мира хорошо известно, что каждая из этих мер приводит к совершенно неизбежному следствию - замедлению экономического роста или, что точнее в нынешних российских условиях, сохранению или даже ускорению экономического спада”, - делает вывод А. Илларионов.
А. Илларионов выступает с резкой критикой правительства, допустившего неоправданно высокий уровень государственной задолженности в 1996 - 1997 гг., когда рыночная экономика в России по существу уже сложилась, и многие чрезвычайные проблемы отступили. Величина государственного долга (47 % ВВП для всего долга, 15,3 % для внутреннего, 31,7 % для внешнего), по его мнению, не дает повода для излишнего оптимизма экономистам, сравнивающим эти цифры с задолженностью некоторых развитых государств (Бельгия - 134 %, Италия - 123 %, Канада - 98%). Ведь развитые страны в силу их более высокого уровня экономического развития могут себе позволить относительно высокий показатель государственного долга. Помимо этого показатель государственного долга нужно сравнивать не только с ВВП, но и с денежной массой, что весьма логично, учитывая, что действительное бремя госдолга для каждой страны зависит в первую очередь от способности государства его обслуживать, вовремя мобилизовывать наличные денежные ресурсы, что в свою очередь определяется величиной денежной массы. И тогда картина меняется: отношение государственного долга к денежной массе в середине 1998 года достигло 378 %, что почти в полтора раза больше аналогичного показателя в Греции - стране с наиболее высоким уровнем государственной задолженности среди развитых стран - 261 %. В настоящее время реальное бремя государственной задолженности в России весьма и весьма тяжело.
Чистые налоги
Для начала кратко рассмотрим теоретический механизм функционирования фискальной политики, а конкретно – как налоги, трансферты и государственные закупки влияют на экономическую ситуацию в стране.
В качестве модели возьмем классическую математическую модель, в которой ВНП (Y) = расходам на потребление (C)+ расходам на инвестиции (I) + государственные закупки (G)[3]. Для простоты пока что опустим в данном уравнении слагаемое чистого экспорта.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6