Монопольное и
конкуретное равновесие.
Чтобы максимизировать прибыль, монополист назначает цену, которая превышает предельные затраты на выпуск данного товара. Но так как вплоть до точки, в которой цена равна предельной полезности, потребители все еще приобретают товар, производимый монополистом, следовательно, максимизирующее прибыль ценообразование, проводимое монополистом, препятствует тому, чтобы реализововался весь чисты выигрыш от производства и торговли товаром.
Существовали попытки измерить действительную социальную цену монополии. Но четкой методологии оценки выработано не было, Примерные оценки располагаются в интервале от 4 % до 11 % .
Уже говорилось, что иногда монополия достигает своего положения засчет низких средних издержек. В таком случае потребители смогут получить некий доход, который сможет частично покрыть социальную цену монополии
Иногда утверждается, что монополии, защищенные от конкурентов, более склонны к инновациям, чем продавец. ведущие борьбу со многими соперниками. Это, возможно, так, поскольку монополист знает, что его прибыли от нововведений будут защищены в долгосрочном аспекте. Увеличение количества инноваций ведет к ускорению технологического прогресса, что даст возможность фирме снизить ее средние издержки.
Хотя, до сих пор данное утверждение получает достаточно разноречивые фактические подтверждения. Многие нововведения осуществляются в конкурентных отраслях или фирмами, только что вошедшими на рынок. Правда, конкуренция лишает производителя главного стимула для нововведений - экономической прибыли.
Допущение, что издержки на единицу продукции у монополиста и конкурентного продавца одинаковы может быть неверным на практике.
При данной технологии, а значит данных предельных издержках уровень спроса может быть таков, что выживание большого числа продавцов на рынке будет невозможным, так как спрос не позволит всем продавцам реализовать весь объем продукции, который позволит реализовать весь эффект от роста масштаба. При таких условиях фирма должна быть монополистом, чтобы эффективно производить.
Монополист сможет выжить на таком рынке, производя с более низкими средними издержками. Возможно, с учетом экономической прибыли это выльется в более низкую цену на рынке.
Иногда эффект роста масштабов производства говорит в защиту монополии. Существует обратная ситуация. когда издержки конкурентного продавца могут быть ниже, чем у монополиста ( Х - неэффективность ).
Последняя имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объема производства выше, чем минимально возможные. Такая ситуация создается исключительно по вине самой фирмы.
Монополисту, над которым не довлеют конкуренты, легче попасть в такую ситуацию, чем конкурентному производителю, который вынужден постоянно следить за своей внутренней эффективностью. Х - неэффективность тем больше, чем меньше степень конкуретности отрасли.
Хотя. конечно, монополия не выгодна потребителям, так как отбирает у них доходы, но бывают отдельные случаи, когда монополия приносит доход не только себе но и потребителям. Критикуя монополию необходимо учитывать всю специфику данного рынка.