Анализ некоторых показателей рынка труда
Среднемесячная зарплата и норма потребления
1994 г., тыс. руб.
Показатели |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
Средняя заработная плата |
104,7 |
125,6 |
162,2 |
. |
Доход на члена семьи (предполагается 2 раб, и коэфф. семейности 3,2) |
65,1 |
78,5 |
101,3 |
. |
Физиологический минимум |
51,635 |
64,952 |
75,206 |
113,89 |
Рациональная норма потребления |
108,314 |
131,892 |
150,514 |
230,608 |
Аналогичными недостатками страдает и показатель средней заработной платы.
В силу того, что он используется при налогообложении, руководители всячески завышают количество работающих и занижают среднюю заработную плату, стараясь, однако, не выходить за пределы численности работающих для малых предприятий.
Вследствие того, что минимальная зарплата не выполняет тех функций, которые она должна бы выполнять в первую очередь, возникают противоречия и в единой тарифной системе (ЕТС).
Ясно, что ситуация, в которой номинальная зарплата работника в госсекторе ниже расчетного физиологического минимума, не может считаться нормальной, тем более тогда, когда она ниже в полтора - два раза. Выход из создавшегося неприемлимого положения ищут в постоянных не находящихся в связи с результатами труда выплатами премий, всякого рода надбавок и т.п. При подобной практике вводимая система контрактов не реализует ее потенциальные преимущества, поскольку превращается в составление чисто номинальных документов, фактически не накладывающих обязательства ни на работника, ни на администрацию; дифференциация зарплаты, заложенная в ЕТС постоянно нарушается. В данной связи особо стоит отметить, что указанные “благотворительные” выплаты распространяются, естественно, и на руководителей госпредприятий и городских служб, что значительно усиливает дифференциацию доходов в госсекторе, далеко выходящую за рамки, заложенные в ЕТС. В результате последнюю нельзя применять для оценки дифференциации доходов даже по отношению к занятым в госсекторе.
Наиболее точной является демографическая характеристика рынка труда: численность населения в трудоспособном возрасте
за вычетом инвалидов, женщин в отпусках по уходу за детьми, учащихся. При исследовании рынка труда можно опираться и на статистику центра занятости.
Сложная и принципиально значимая проблема - оценка объема занятости и количества рабочих мест.
Под влиянием “защиты” предприятий от действующей системы налогообложения, а также создания массы “некачественных” рабочих мест, обеспечивающих реальную занятость на уровне всего лишь 8 рабочих часов в неделю, складывается впечатление будто количество занятых увеличилось. Но это опровергается ростом числа безработных. Можно попытаться использовать аналогичные вошедшие в практику налогообложения “коэффициенты приведенной численности” (налоговая инспекция применяет их к совместителям). Более того, на практике этот путь - единственно реальный. Но, тем не менее, быстро изменяющаяся ситуация в малых предприятиях делает использование таких коэффициентов не совсем корректным.
Очень сложно оценить существующую дифференциацию оплаты труда в негосударственном секторе. На каждом предприятии есть, по меньшей мере, директор и бухгалтер, в целом же получается, что на десять занятых в этом секторе приходится примерно по одному административно-финансовому работнику Согласно данным, представляемым в налоговую инспекцию, эти работники получают заработную плату на уровне ниже физиологического минимума, но в такое вряд ли возможно поверить.
Перейти на страницу:
1 2 3