Трансфертная технология: ее сущность и роль в деятельности технополисов
К примеру, типичные источники финансирования технополисов в Японии таковы: 30% - государственное финансирование, 30% - муниципалитеты, 30% - предприятия и частные лица, 10% - иностранные инвесторы.
Так затраты государственного сектора на создание французского технополиса “София Антиполис” составили в начале 70-х годов около 400 млн франков. Кроме того, частный сектор вложил от 250 до 400 млн франков в строительство различных сооружений, включая и жилищные. Еще 300 млн франков частный сектор выделил на строительство промышленных зданий и закупку оборудования. Чтобы окупить столь значительные затраты, нужны годы. Обычно технополис начинает приносить прибыль не ранее чем через 5 - 10 лет.
В каждом конкретном случае модель финансирования зависит от уровня экономического развития страны, экономической политики правительства (она может способствовать, а может наоборот, тормозить развитие технополисов), финансовых возможностей учредителей и множества других факторов.
Инвестиции на развитие технополиса могут быть как внешние, так и внутренние. Какие из них являются более предпочтительными? Убедительными представляются рассуждения на этот счет английской исследовательницы Х.Санмен. Она полагает, что внешние инвестиции часто не способствуют развитию инфраструктуры технополисов, ведут к его однобокости. В погоне за скорой прибылью иностранные инвесторы могут вкладывать средства не в перспективные наукоемкие отрасли, а в те, что дают отдачу сегодня. Поэтому, как считает Х.Санмен, ключ к успешному развитию технополисов - в использовании прежде всего местных ресурсов.
Немаловажное значение для технополисов имеет система финансовых льгот и стимулов
, среди которых получили распространение:
- компенсация убытков;
- система ускоренной амортизации;
- льготное кредитование малых и средних фирм;
- предоставление крупных кредитов малым исследовательским и венчурным фирмам.
К финансовым стимулам относятся гранты под конкретные исследовательские программы; “инновационные стипендии”, идущие на поддержку новых наукоемких предприятий; стипендии для поощрения исследователей или приобретения ими оборудования и материалов. Гранты под определенные научные программы чаще всего выделяются правительством или местными органами власти, а разного рода поощрительные стипендии - учредителями технополисов.
Факторы, определяющие структуру управления
Управленческая структура технополиса зависит прежде всего от следующих четырех факторов: научно-производственной структуры; состава инвесторов; роли, которая отводится университету (НИИ) в управлении; степени четкости представлений руководства технополиса о его целях и задачах.
Наиболее типичным управленческим органом в технополисах является правление (комитет), куда входят руководители основных структурно-функциональных секторов (подразделений); университета (НИИ), компаний делового центра или коммерческой палаты, а также представители местных органов власти и банков, спонсоров и т.д. В роли управляющего обычно выступает руководитель главного научно-исследовательского подразделения или основной научно-производственной компании. Если технополис - акционерное общество, то его главным управленческим органом является управление акционеров.
Правление технополиса осуществляет следующие основные функции:
1. Планирование: включающее в себя выработку общей стратегии развития технополиса, подготовку деловых планов, составление маркетинговых программ, распределение финансов и другое.
2. Создание необходимой организационно-функциональной структуры и подготовка кадров, куда входят отбор акционеров, научных организаций, компаний, предприятий в соответствии с основными целями и задачами технополиса, обеспечение оптимального взаимодействия и взаимосвязи между подразделениями, разрешение проблем и возможных конфликтов, возникающих между ними, налаживание контактов с вузами по поводу подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5