Структурный
анализ бюджетов НИОКР.
Анализ процессов финансирования сферы НИОКР в экономически развитых странах позволяет утверждать, что размер финансовых ресурсов, расходуемых на наращивание научного потенциала, определяется, во-первых, состоянием экономики, динамическими характеристиками воспроизводственного процесса, позициями страны в международном разделении труда и глобальном научно-техническом потенциале; во-вторых, стратегией научно-технической политики государства и эффективностью мероприятий регулирования; в-третьих, структурой расходования средств, направленных на достижение различных национальных целей экономического, научно-технического и социального характера. И здесь, на наш взгляд, представляется необходимым отметить по крайней мере, два ключевых момента: особенности формирования общей государственной научной и научно-технической политики и отражение этих особенностей в конкретных мероприятиях правительства через механизм бюджетного финансирования; взаимосвязь целей научно-технической политики и всего комплекса национальных целей государства.
Научно-техническая политика страны (в той форме, в которой она определена в правительственных документах) отражает самые общие цели развития, в совокупности образующие систему инструментальных и количественных целей, достигаемую в процессе реализации бюджетной политики. «Подготовка и утверждение государственного бюджета наиболее действенный рычаг, с помощью которого обеспечивается развитие направлений НИОКР первоочередной важности. Постепенное изменение в структуре государственных приоритетов приводит к определенной ориентации, либо переориентированию усилий в сфере НИОКР».
Функциональная структура бюджета НИОКР является отражением целей государственной научно-технической политики (а общих бюджетов – целей национальной политики). Рассмотрим бюджеты пяти экономически развитых капиталистических стран и проанализируем их функциональную структуру. В приведенной структуре могут быть выделены три крупные функциональные группы целей, на достижение которых направлены аккумулируемые в бюджете средства: военно-политические цели, поддержание отраслей хозяйства, недостаточно прибыльных для частного сектора, и социальные цели.
Функциональная структура бюджетов НИОКР в 1980 г. (в %)*
Страна |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
США |
47,3 |
14,5 |
1,9 |
3,0 |
11,4 |
0,9 |
2,0 |
12,0 |
3,0 |
3,0 |
Япония |
4,2 |
12,0 |
0,0 |
37,6 |
26,2 |
2,9 |
4,2 |
6,1 |
3,1 |
4,0 |
ФРГ |
15,3 |
6,6 |
2,4 |
15,3 |
20,9 |
3,2 |
10,0 |
4,4 |
9,1 |
14,2 |
Франция |
40,0 |
6,8 |
2,4 |
12,2 |
8,3 |
3,0 |
4,8 |
4,9 |
9,1 |
14,2 |
Великобритания |
59,4 |
2,3 |
3,1 |
8,3 |
7,3 |
0,7 |
2,1 |
1,8 |
2,1 |
12,9 |
Перейти на страницу:
1 2 3