Ценовая эластичность спроса
Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Более того, мы обнаружим, что, как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьируется при изменении цен в различных пределах. Экономисты измеряют степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению ценыпродукции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен, небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок. В таких случаях спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.
ФОРМУЛА ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ
Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Ед, вычисленного по следующей формуле:
процентное изменение количества
спрашиваемой продукции
Ед = --------------------------------------------
процентное изменение цены
Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально. Поэтому формулу можно представить в виде:
изменение количества
спрашиваемой продукции изменение цены
Ед= --------------------------------------- : ------------------------
первоначальное количество первоначальная цена
спрашиваемой продукции