Оценка источников финансирования инвестиций и их активизация
Общий объем капиталообразующих инвестиций на 1997 год определяется с учетом складывающихся в текущем году тенденций развития макроэкономической ситуации, прогнозируемых темпов производства в различных секторах экономики, ожидаемого уровня инфляции, а также возможностей федерального бюджета и других факторов.
Инвестиции за счет всех источников финансирования на 1997 год прогнозируются на уровне 425 трлн. рублей или 100% к уровню 1996 года (индекс-дефлятор 1,21). В соответствии с прогнозными проектировками ожидается, что в объекты производственной сферы будет инвестировано 234 трлн. рублей или 99% к предыдущему году. Темп капитальных вложений на развитие непроизводственной сферы в 1997 году составит 102% к уровню 1996 года.
Ключевую роль в общих источниках финансирования инвестиций в 1997 году будут играть собственные средства предприятий, которые, вероятно, обеспечат порядка 60% всех капиталовложений. В рамках финансовых источников после переоценки основных фондов возрастет доля амортизационных отчислений, которая в 1997 году ожидается на уровне 38% общих капиталовложений. Доля финансирования инвестиций за счет прибыли предприятий в общем объеме капитальных вложений в 1997 году составит порядка 22%.
Рост объемов привлекаемых средств правительством предполагается осуществлять скорее всего за счет кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг. Более заметную роль в инвестиционной деятельности будут играть иностранные инвестиции, доля которых в общем объеме капитальных вложений прогнозируется на уровне 4%.
Негативные последствия 1996 года, когда значительные объемы кредиторской задолженности за выполненные, но не профинансированные работы переходят на 1997 год, не могут не отразиться на реализации целевых программ прежде всего социального характера и инвестиционной активности в целом.
Поэтому установленные в условиях жестких финансовых ограничений государственные инвестиции на 1997 год в сумме 25 трлн. рублей, что составляет 62% к уровню бюджетных назначений текущего года, фактически будут значительно ниже.
Наиболее существенно уменьшается (на 58%) государственная поддержка по отраслям социального комплекса. При этом государственные инвестиции на жилищное и коммунальное строительство сокращаются почти в 4 раза, метростроение — в 1,4 раза, на развитие фундаментальной науки — в 1,6 раза.
Наверное, не будут выделены средства на решение ряда проблем экологического и социального характера, поставленных в указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации.
Государственные инвестиции на реализацию быстроокупаемых конкурсных инвестиционных проектов составят 1,0 трлн. рублей или 28% к 1996 году, что будет сдерживать привлечение на инвестиционный рынок дополнительных средств частных инвесторов.
Вероятно, снизится также государственная поддержка для реализации жизненно важных инвестиционных проектов в ТЭКе, специальном, агропромышленном и химико-лесном комплексах.
Как и в 1996 году, в производственной сфере сохраняются основные принципы инвестиционной политики в части ограниченной государственной поддержки отдельных инвестиционных проектов жизненно важных программ, связанных в основном с оборонной, экологической, радиационной, транспортной и пожарной безопасностью, а также по важнейшим проектам машиностроения. металлургии и химического комплекса с длительными сроками окупаемости.