Рынок и его экономическое обоснование
Нужны прогнозы, которые сочетают вероятностную оценку разви-тия общества на столетия вперед с долго-, средне- и краткосрочны-ми прогнозами, достоверность которых может возрастать мо мере приближения к исходному пункту.
5) Пятое направление заключается в том,что прогнозирование должно стать процессом демократического выбора вариантов своего будущего развития избирателями, фирмами и т.д. Прогнозы должны быть известны обществу.
6) Шестое направление заключается в том, что закономерности циклического развития не действуют в изолированно взятой стране. Они носят глобальный характер , поэтому прогнозы должны отражать мировые процессы и особенности данной страны.
7) Седьмое направление заключается в том , что новая волна подъема прогнозирования при качественном обновлении его теорети-ческого и методического арсенала требует более современных и гиб-ких форм координации и интеграции усилий ученых и специалистов в проведении междисциплинарных исследований.
Значение прогнозирования при формировании рыночной страте-
гии.
1) Прогноз дает возможность оценить характер цикличного разви-тия рынка и функционирующих на нем объектов.
При эволюционной динамике рыночная стратегия предприятий и от-дельных хозяйственных элементов должна быть направлена на закреп-ление и расширение своей доли на уже существующем рынке. При ре-волюционных сдвигах, когда речь идет о формировании нового рынка, рыночная стратегия предприятий заключается в захвате на нем доми-нирующей роли.
2) Прогноз позволяет выявить, на какой фазе жизненного цикла находится производимый товар, технологический процесс, позволяет избирать на различных фазах разную рыночную тактику.
Если это фаза освоения, то предприниматель может идти на риск, на значительные затраты, на временные убытки для того, чтобы сформировать спрос на него.
3) В процессе прогнозирования создается возможность для выбора широкой гаммы вариантов рыночной стратегии с учетом взаимодейс-твия различных циклов в различных отраслях. Это позволяет сделать поведение товаропроизводителей на рынке более гибким , адаптиро-ванным и устойчивым к внешним воздействиям.
Лекция N8
Особенности проектирования.
1) Оно выступает в качестве инструментов реализации политики.
2) Оно раскрывает цели и пути развития различных объектов.
3) Оно определяет этапы социально-экономического развития общества и отдельных его подсистем.
В процессе проектирования должны разрабатываться различные ва-рианты развития, с тем, чтобы было возможно выбрать оптимальный проект и иметь в будущем такой вариант, который будет соответс-твовать изменившимся условиям хозяйства.
В связи с переходом к рыночным отношениям меняются отношение к планам, их роль и процесс становления.
1) Изменяется социально-экономическая природа планов, как на микро-, так и на макроуровне.
2) Усиливается стратегический характер народнохозяйственного проектирования. Основное внимание уделяется структурной перест-ройке народного хозяйства, формированию отраслевых и народнохо-зяйственных пропорций.
3) Повышение научной обоснованности проектов планов, которые должны стать действенным инструментом организации воспроизводс-твенного процесса.
Цели проектирования должны соответствовать существующим ресур-сам при условии их эффективного использования.
4) Расширяется степень демократизации процесса проектирования.
В условиях рыночной экономики разрабатывается целая система пла-
нов. Она включает долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные
По функциональному признаку планы делятся на:
· производственные;
· транспортные;
· строительные и др.
По уровням Распространения различают народнохозяйственные, от-раслевые, региональные и планы микроуровня.