Рынок и его экономическое обоснование
4. Введение свободных или мягко регулируемых цен. Существует диспропорция в соотношении розничных цен. В 1992 году была прове-дена реформа, и сейчас существует три вида цен:
а) устанавливаемые государством
б) регулируемые государством
в) цены свободного рынка
5. Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для этого требуется использование в определенных сочетаниях экономи-ческих, технических и социальных предпосылок.
· Экономические предпосылки.
На рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество продавцов и покупателей. Число производителей должно быть больше 8-15. Рынок считается монополизированным, если 4 фирмы контроли-руют 80% отрасли.
· Технические предпосылки.
Необходим определенный уровень специализации и концентрации про-изводства, обеспечение технического превосходства изделий, их ка-чества.
· Социальная предпосылки.
Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг, условий оплаты товаров (в том числе кредитных).
6. Формирование устойчивой финансово-кредитной системы.
Необходимо проведение следующих мер:
а) увеличение доходной части бюджета
б) укрепление национальной валюты
в) сокращение расходов на управление
г) ужесточение контроля за использованием бюджетных средств
Лекция N3
7. Создание высокоразвитой рыночной инфраструктуры:
· создание сильного рыночного законодательства;
· формирование банковской, страховой и биржевой системы.
8. Обеспечение открытости экономики, ее интеграция в систему ми-рохозяйственных связей.
Реализация этого условия предполагает предоставление права любой экономической организации осуществлять внешнеэкономические операции с инофирмами, в соответствии с законодательством, на равных условиях с остальными производителями действовать на внут-реннем рынке. Но существуют препятствия: а) в РФ слабый уровень развития экспортной базы; б) частичная конвертируемость рубля.
9. Необходимо решить социально-политические проблемы, связанные с формированием рыночной экономики.
Рынок - это социальный институт, требующий от людей опреде-ленных норм поведения. Для России характерен человек-администра-тивный. Для такого человека характерна привычка к жизни в струк-туре, где господствуют связи по вертикали, в роли подчиненного он склонен к формальному послушанию, привычен к нарушению его граж-данских прав. Для него характерна закононепослушность, нижние на-деются на верхних, признают социальное неравенство как норму. Предпринимательские установки распространены слабо. Распростране-ние имеет уравнительные тенденции.
Социальная справедливость - это равенство в потребление, но не в возможностях.
Механизм управления и регулирования рыночной экономики.
Управление общством в целом, и в том числе социально-эконо-
мическими процессами, следует рассматривать в трех аспектах:
· содержательном
· функциональном
· структурном
Управление в содержательном аспекте представляет собой сис-тему целенаправленных действий, осуществляемых непосредственным субъектом управления, основанных на знании законов развития об-щества и направленных на достижение поставленных обществом целей.
Управление в функциональном аспекте представляет собой сис-тему, проявляющую свое содержание в следующих функциях: а) Подготовка и принятие управленческих решений. б) Организация управления решений. в) Стимулирование выполнения решений. г) Учет и анализ хода управления решений. д) Контроль процесса выполнения принятого решения. е) Оперативное управление процессом выполнения решений.
Управление в структурном аспекте рассматривается как органи-ческое единство двух подсистем:
· подсистемы политики;