Незащищённость как состояние и как процесс
К началу трансформационных процессов в Казахстане оказались экономически и социально незащищенными в наибольшей степени три категории населения:
- сельское население, которое на протяжении десятилетий было систематически лишено доступа к ряду основных средств жизнеобеспечения;
- пенсионерв, особенно одинокие;
- этническое меньшинство - немцы, греки, русские.
Последние все послевоенные годы проживания в Казахстане испытывали ущимление в правах на получение высшего образования, на занятие руководящих должностей и пр. В итоге у многих этнических меньшинств относительно низкий уровень знаний и квалификации; в основном они проживают в сельской местности и ведут сельский образ жизни. Они не бедны, но они не могут, по - видимому, не ощущать ущемлённость относительно того уровня жизни, который они имели бы на своей исторической родине. Дискриминация по национальному признаку достигла своего апогея в 1988 -1989 годах, и именно в это время начинается массовый выезд немцев и греков. К примеру: до 1988 года в Казахстане проживало более 800 тысяч немцев и немногим больше греков , к 1995 году их осталось не более 9 -10% от их общего числа. Вслед за ними начинается массовый выезд русских, преимущественно из городских районов.
В последние 5 лет идёт нарастание ощущения ущемлённости среди этнической группы русских. Прежде они были заняты в основном на предприятиях союзного подчинения, в сфере управления, народного образования, науки и т.д. Изменение прежних приоритетов в распределении государственных ресурсов и в финансировании выразилось в резком ухудшении условий трудовой деятельности и снижении доходов русскоязычного населения. Русскоязычные составляют значительную часть специалистов, которые в переходный период экономики повсеместно испытывают чувство избыточности, ненужности. Это усугубляется ущемлением ряда прав русскоязычного населения в отношении доступа к квалифицированному труду и профессиональному образованию, осуществления трудовой карьеры, обеспечения полноценного образования для детей и т.д. Примером этому может служить то, что после выборов в парламенте республики казахов оказалось 60%, а русских 28%. Среди советников президента не осталось ни одного не казаха! Таким образом все нации оказались равны, но казахи немного “равнее”.
Отчётливо выделяются следующие негативные социальные процессы, которые будут препятствовать в перспективе преодолению разделения отдельных категорий населения (и не только русского):
1.Отток учителей, врачей и другой интеллигенции из сельской местности, вызванный резким сокращением финансирования социальной сферы и изменением прежней отраслевой дифференциации заработной платы. (приложение 1,2) Отток затрудняет социально-культурное обслуживание сельского населения и формирование культурного и квалификационного потенциала сельских жителей и в ближайшем будущем приведёт к снижению уровня их конкурентоспособности на рынке труда.
Занятость в непроизводственной сфере сократилась за 1993-1994 годы на 11,8%, в том числе в образовании, науке и культуре-на 14,5% (занятость в целом по народному хозяйству за январь-июль 1994 года составляет 94,5% от уровня занятости за соответствующий период 1993 года). Низкая зарплата в непроизводственной сфере вызвала отток работников в другие отрасли и коммерческие организации, стимулировала эмиграцию специалистов, преимущественно высокой квалификации.
2. Отток русскоязычного населения из Казахстана(приложение 1,3), что негативно скажется на общем состоянии экономики, науки, культуры и в конечном счёте на успехе перехода республики к рыночной экономике, на её позициях в международном разделении труда.
3. Усиление сельской миграции в города. Создание барачных городков сельских мигрантов может принять форму гетто, возникает угроза воспроизводства и расширения бедности в среде бывших сельских жителей. Усиление сельской миграции в города основном идёт за счет переселения детей сельских жителей казахской национальности для обучения, т.к. для них существует очень много привелегий при поступлении в высшие и средние учебные заведения.
Перейти на страницу:
1 2 3 4