Индексы и их классификация
В статистике под индексом
понимается относительная величина (показатель), выражающая изменение сложного социально- экономического показателя во времени, в пространстве, по сравнению с планом.В связи с этим различают динамические, территориальные индексы, а также индексы выполнения плана.
Многие общественные явления состоят из непосредственно несопоставимых явлений, поэтому основной вопрос – это вопрос сопоставимости сравниваемых явлений.
К какому бы экономическому явлению ни относились индексы, чтобы рассчитать их, необходимо сравнивать различные уровни, которые относятся либо к различным периодам времени, либо к плановому заданию, либо к различным территориям. В связи с этим различают базисный
период (период, к которому относится величина, подвергаемая сравнению) и отчетный
период (период, к которому относится сравниваемая величина). При исчислении важно правильно выбрать период, принимаемый за базу сравнения.
Индексы могут относиться либо к отдельным элементам сложного экономического явления, либо ко всему явлению в целом.
В зависимости от степени охвата подвергнутых обобщению единиц изучаемой совокупности индексы подразделяются на индивидуальные (элементарные) и общие.
Индивидуальные индексы
характеризуют изменения отдельных единиц статистической совокупности. Так, например, если при изучении оптовой реализации продовольственных товаров определяются изменения в продаже отдельных товарных разновидностей, то получают индивидуальные (однотоварные) индексы.
В статистической практике принято следующее обозначение
i – индивидуальный индекс I – общий индекс
p – цена q - количество
t – затраты времени на производство единицы продукции
T – численность f – з/п
F – фонд з/п z- себестоимость
pq – товарооборот, выручка.
zq – затраты на производство всей продукции
Знак внизу справа означает период:
— базисный, — отчетный.
Общие индексы
выражают сводные (обобщающие) результаты совместного изменения всех единиц, образующих статистическую совокупность.
Рассмотрим построение общего индекса на примере вычисления индекса товарооборота (табл.2.1):
Таблица 2.1
Наименование товара |
Продано |
Цена за единицу, руб. |
Стоимость проданных товаров |
Базисный период |
Отчетный период |
Базисный период |
Отчетный период |
Базисный период |
Отчетный период |
по ценам базисного периода |
по ценам отчетного периода |
по ценам базисного периода |
по ценам отчетного периода |
q0 |
q1 |
p0 |
p1 |
p0q0 |
p1q0 |
p0q1 |
p1q1 |
А, шт |
2000 |
25000 |
0,15 |
0,10 |
3000 |
2000 |
3750 |
2500 |
Б, кг |
16500 |
18500 |
0,20 |
0,12 |
3300 |
1980 |
3700 |
2200 |
В, л |
18000 |
24000 |
0,25 |
0,30 |
4500 |
5400 |
6000 |
7200 |
ИТОГО |
|
|
|
|
10800 |
9380 |
13450 |
11900 |