1. Примеры построения мат модели и канонич задачи ЛП.
Пример:
Предположим, что предприятие выпускает 2 вида продукции P1 P2. используя, при этом 3 вида ресурса S1, S2, S3. Запас ресурса, а также кол-во ед ресурса затрачиваемое на изготовление ед продукции приводится в след таблице <табл> . Реализация одной ед прод P1 приносит прибыль в 5уе. P2 – 7уе. Необходимо выяснить в каком кол-ве необходимо вып-ть прод P1 P2, чтобы прибыль была наибольшей. Необходио составить экономико-мат модель этой задачи. X1 – кол-во ед продукции P1, кот необходимо выпустить. X2 – P2. Тогда для изготовления указанных обоих видов продукции необходимо ресурсов в кол-ве: <сис-ма неравенств> (1) В силу ограниченности запасов ресурсов должна выполняться эта сис-ма. (2) x1≥0 x2≥0 Суммарная прибыль которой может быть получена при реализации всей продукции F=…
Таким образом, задача свелась к нахождению x1 x2, удовлетворяющих нерав-вам (1) (2) при кот фция F принимает наиб значение.
Общая постановка задачи ЛП:
Общей задачей ЛП нзв задача нахождения X=(x1, …, xn), удовлетворяющего (1) (2) (3) при кот (4) приним оптимальное значение.
Канонич задача ЛП нзв задача нахождения X=(x1, …, xn), удовлетворяющего (1) (3) при кот (4) оптимальна.
Стандартная задача ЛП нзв задача нахождения X=(x1, …, xn), удовлетворяющего (2) (3) при кот (4) оптимальна.
X=(x1, …, xn), удовлетворяющий (1) (2) (3) нзв допустимым решением. |
///Необходимо найти максимальную прибыль или минимальные затраты при наличии некоторых реальных экономич, временных, трудовых ограничений. С мат точки зрения выше сказанное означает нахождение максимума и минимума функции многих переменных. (1) f(x1, …, xn) -> max (min) когда на эти переменные накладываются некоторые ограничения (2) j(x1, …, xn) ≤(≥, =)bi, i=(i, m). (1)-целевая функция (2)-ограничение.
Задачи подобного рода решаются с помощью экономико-мат методов в экономике.
Если фции, входящие в (1) и (2) имеют лин характер, то применяются методы так называемого лин программирования. Если же хотя бы одна из ф-ций имеют не лин вид, то прим-ся методы не лин программ. Если решение требуется в целых числах, то прим-ся методы целочисленного программирования. ///
|
2.Теорема о доп базисном решении в угловых точках.
Если сис-ма векторов А1, …, Аn содержит m лин независимых векторов А1, …, Аm, то допустимое базисное решение X=(x1, …, xn, 0, …,0) явл угловой точкой многоугольника решений. И наоборот: в каждой угловой точке многоуг-ка решений соответ-ет допустимое базисное решение
Точка нзв угловой, если она не явл внутр ни для какого отрезка целиком принадлежащего данному множ-ву. |
4.Решение задач ЛП геометрическим методом.
Геметрич метод применяется лишь для задач с двумя переменными.
(1) ai1x1+ai2x2 ≥(≤)bi, i=1,m
(2) x1, x2≥0
(3) F=c1x1+c2x2 -> max (min)
Нерав-во (1) определяет некоторую полуплоскость с граничными прямыми
(4) ai1x1+ai2x2 =bi, i=1,m
Чтобы определить полуплоскость соответ-ую (1) , сначала строят прямую (4). Затем, берется любая точка, не лежащая на указанной прямой и подставляется в исходное нерав-во (1). Если точке удовл-ет (1) то (1) определяет полуплоскость, содержащую эту точку. Если не удовлетворяет, то определяет полупл-ть не содержащую эту точку.
Согласно основной теореме ЛП, если решение сущ-ет, то оно достигается либо в одной из вершин, образуемую выпуклой областью, либо во всех точках одной из его сторон. Находят это решение так: Строят градиент ф-ции F. N=gradn(dF/dx1, dF/dx2)=(c1, c2). Этот вектор показывает направление возрастающей функции F, а обратное направление – убывание. Затем, строится линия уровня ф-ции F (прямая перпенд-ая градиенту). Передвигая линию уровня вдость градиента можно получить один из след случаев: единств реш, альтернативн, неогр, несовместности ограничений(нет реш) |
5.Симплексная таблица, нахождение нового базисного решения, признак оптимальности.
Для решения задачи, не имеющей предпочтительный вид необходимо составить М-задачу и получить предпочтит вид. Таким образом, любую задачу ЛП можно представить в след виде: (2)
Выразим из (2) xi:
Введем след обозначения:
Подставим xi в(1) и, сгруппировав получится задача в след виде: <симплекс таблица>
Dj – оценки Сб
Признак оптимальности доп базисного решения:
Если для некот допустимого базисного решении оценки Dj (за исключением D0) ³0 (£0), то такое базисное решение доставляет максимум(миним).
Переход к новому базису:
Рассмотрим задачу максимума. Если все Dj0>=0, то достигли цели. Пусть сущ-ет x0: сущ номер j0: Dj0<0. тогда вектор-столбец Аj0 нзв разрешающим, а переменная xj0 – перспективной. Можно увеличить значение ф-ции F засчет увеличения перм xj0. При увеличении xj0 необходимо учитывать неотриц-ть базисных переменных. Так как св прем = 0 и перспективные переменные неотрицательны, то xi=bi-aij0xj0 (i=1,m). Если aij0>0, то при значительном увеличении xj0 можем получить отрицат xi, что недопустимо. Пусть, первые к значений aij0>0. Тогда будем увеличивать xj0 до тех пор, пока xi>=0, т.е bi-aij0xj0>=0 => {xj0= bi/ aij0, aij0>0. Выберем среди правых частей наим долю. Пусть она достигается в строке i0, тогда эта строка – разрешающая, а элемент aij0 разреш-м элементом. Переведем базисную пременную xi0 в своб переем, а своб переем xj0 в базисную. Получаем новое допустимое базисное решение X1. Для этого выполняется D0-Dj0xi0=F(x0)-Dj0xi0>=F(x0) | |
7.Зацикливание, выход из цикла.
Если задача ЛП вырождена, то bi0=0 => D0k+1=D0k, Т.е. ы переходим к нехудшему допустимому базисному решению, но значение целевой ф-ции не изменится. Если такая ситуация будет систематически повторяться, при переходе к новому базисному решению, то в силу конечности доп-х базисных решений ы придем к решению, которое ранее встречалось, т.е будем иметь повторяющееся симплекс таблицу. Т.о. получили зацикливание. Зацикливание можно избежать изменением правила выбора завершающего столбца и строки.
К строке Qi симпл таблицы будем присваивать номер базисной переменной xi, соответствующий этой таблице. Qm+1=(D0, D1, …, Dn).
Допустимое базисное решение xi нзв обобщенно-положительным, если Qiý0 "iÎI={i1, …, im}.
Если x0 – допустимое баз решение, то сделать его обобщен-положительным можно перенумеровав столбцы матрицы А. В невырожденной задаче все допустимые базисн решения обобщ-положительны.
Пусть имеется задача на минимум, x0 – допуст баз решение.
Теорема: Если Dj0 >0, а индекс разрешающей строки i0 выбрать из множ-ва I’={iÎI: aij0>0} Так, чтобы 1/ai0j0Qi0í1/aij0Qi, i¹i0, то новое допустимое базисное решение будет обобщ-положит, при этом Q’m+1íQm+1
Вывод из теоремы: если перед решением задачи произвести нумерацию базисных переменных xi так, что исходное допуст баз решение будет обобщ-положит, а разрешающую строку при каждой последующей итерации выбирать по правилу (1), то зацикливания не произойдет. Это следует из того, что если сущ Dj0 >0, aij0>0 для некотор i, то при переходе к нов допустим базису строка Qm+1 будет лексикографически уменьшаться. Поэтому ни одно из допуст баз решений не повторится с исх допус баз решениями. А в силу конечности допуст баз решений получим, что найдется либо оптим решение, либо ф-ция F неограниченна снизу. | |
8. 1 метод искусственного базиса.
Пусть имеется канонич задача ЛП
Допустим, что все bi≥0. Ограничение в (1) имеет предпочтительный вид, если левая часть ограничения содержит переменную, входящую с коэф-ом =1, а в ост огранич-ях с коэф 0.
Если каждое ограничение в (1) имеет предпочтит вид, то допуст базисное решение находится путем приравнивания к 0 всех непредпочтит-х переменных. Если при этом получили не более m 0-ых координат, то согласно теореме об угловых точках многоуг-ка решений получим доп базисное решение. В этом случае предпочтит эл-ты есть базисные, а не предпочтит-ые – свободные.
А если не все ограничения имеют предпочтит вид, то в левую часть вводятся искусственные переменные Wi. В ф-цю F переменные Wi вводятся с коэф М в случае нахождения минимума, и с коэф-ом –М в случае нахождения максимума, где М – большое положит число. Полученная задача нза М-задачей соответ-ей исходной. М-задача всегда имеет предпочтит вид.
(2*)
Теорема: Если в оптимальном решении М-задачи X*(x1, …, xn, W1, …, Wn) все искуственнве преенные Wi =0, то решение X=(x1, …, xn) явл оптимальным и для исходной задачи. | |
9. 2 метод искусственного базиса.
Необх найти решение канонич задачи ЛП:
bi>=0, i=1,m; xj>=0, j=1, n (1)
(2)
Пусть (1) не имеет предпочтит вид. Вводим дп переменные Wn+1, …, Wn+m так, чтобы (1) приобрела предпочтит вид.
bi>=0, i=1,m; xj>=0, j=1, n (
4
)
Теорема:
Пусть задача (1) (2) имеет доп решение X=(x1, …, xnn, Wn+1, …, Wn+m) явл оптимальным для задачи (3) (4), ТТогда все искусств переем =0.
Алгоритм:
1.
Задача (1) (2) преобразуется в (3) (4) 2.
задача (3) (4) решается симплексным методом. Находят x. 3.
если x невырожден, то в посл симплекс таблице вычеркиваются столбцы, соответствующие искусственным переменным и пересчитывается Dj. Это будет исходна симплекс таблица для задачи (1) (2)
| |
10. Метод обратной матрицы
Идея: пусть исходный базис состоит из векторов A1, …, Am. Xi и ci соответствуют базисным векторам. В симплексном методе использовалась формула (1)
А в методе обратной матрицы запись векторов aij используется как Aб-1Aj. Оценки Dj можно записать в виде: Dj=Cб Aб-1Aj – cj (2)
Следоват-но сначала вычисляем вектор CбAб-1 , а затем уножаем его скалярно на столбец матрицы Aj.
Алгоритм:
1)
находим такой базис, чтобы базисное решение было допустимым, т.е Aб-1, В>=0, где В=(b1, …, bn). АБ=(А1, …, An). 2)
Находим U= CбAб-1 3)
из (2) находим Dj=UTAj – cj, j=1, n.
Если все Dj<=(>=)0, То получаем минимум(максимум). Задача решена и оптим решение равно Aб-1В. А если, например, при нахождении минимума некоторое Dj>0, то переходим к шагу 4. 4)
Находим вектор Aб-1Aj0, если все элементы этого вектора <=0, то целевая ф-ция неограничена снизу, а если хотя бы 1 >0, то переходим к шагу 5. 5)
Находим наименьшее из отношений значений bi вектора Aб-1В к положит- компонентам вектора Aб-1Aj0. Пусть оно достигается в компоненте j0, тогда новым базисом будет ‘Aб=(A1, …, Aб-1, Aj0, Ai0+1, …, Am). 6) находим ‘Aб-1. 7) переходим к шагу 2 с новой Aб-1
Для этих вычислений составляем след таблицы:
Ai |
B |
A1 |
… |
An |
Ci |
C0 |
C1 |
… |
C1 |
(B,A) |
b1
…
bm |
a11
…
am1 |
…
…
… |
a1n
…
amn |
D |
D0 |
D1 |
… |
Dn |
| |