Различные организационные
модели профориентационной помощи
Можно выделить следующие основные организационные варианты профориентационной помощи:
«1. Профконсультант работает в конкретной школе и обслуживает только учащихся данной школы.
2. Профконсультант имеет в конкретной школе основную базу (кабинет), но обслуживает несколько близлежащих школ.
3. Профконсультант работает в специальном психологическом центре (Центре профориентации молодежи, Центре занятости населения или просто — в Психологическом центре). Часто в таких центрах оказывается более специализированная (а иногда и более глубокая) помощь. Но Профконсультант нередко лишен возможности наблюдать за развитием ребенка длительное время. Поэтому в идеале предполагается взаимодействие школьного психолога (профконсультанта) с психологами различных психологических и медико-реабилитационных центров
4. Психолог работает в органах управления образования, где он выступает как куратор (инспектор) по профориентации. Такой куратор координирует профориентационную работу в школах (работу педагогов, учителей труда .).
5. Дистанционная профориентационная помощь, например, по переписке (подросток по почте получает бланк с опросниками, отсылает свои ответы, после чего ему высылаются обобщенные результаты и рекомендации). В настоящее время широкие перспективы открываются в связи с внедрением компьютерной техники (в частности, сети «Интернет»),
6. Работа «выездными бригадами» (на 2—3 недели бригада специалистов выезжает в отдаленные и малонаселенные районы и проводит «массированную» помощь в выборе профессии).
7. Помощь через средства массовой информации СМИ (специальные циклы передач, рубрики в периодических изданиях .).»[14]
Естественно, нельзя выделить самый «лучший» вариант: вес варианты «хорошие», так как все зависит от конкретных условии. Лучше стремиться к совмещению и взаимодополнению разных вариантов (чтобы и у самих клиентов был выбор, куда обратиться). Именно в этом случае можно будет говорить о системности профориентационной работы.