Показатели и проблемы количественной оценки.
Количественная оценка бюджетного дефицита объективно усложняется следующими факторами:
1. Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.
2. Важная статья государственных расходов – обслуживание задолженности, т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга).
Государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD, где D – величина государственного долга, Rr – реальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышается на величину pD, т.к., по уравнению Фишера, p=Rn-Rr. При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть значительной, т.к. в периоды роста инфляции
Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-направленной политики правительства. Поэтому при изменении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:
Реальный Номинальный Величина Темп
дефицит = дефицит - гос. долга * инфляции
госбюджета госбюджета на начало года
3. При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки.
Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в Федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге, при оценке дефицита Федерального бюджета происходит завышение.
4. Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом государственного бюджета как в индустриальных так и в переходных экономиках, в т.ч. и в России, существует его скрытый дефицит обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью ЦБ, а также государственных предприятий и коммерческих банков.
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.
Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности.