Базисные проблемы экономической системы
В
повседневной жизни люди сталкиваются с необходимостью покупать и продавать,
получать денежные доходы, распределять их, формировать личные, семейные и
государственные бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мало кого
оставляют равнодушными изменению цен и инфляционные процессы.
Главное
назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять
материальные потребности людей. Чтобы создать такое богатство, люди используют
имеющиеся у них для этого возможности (ресурсы). При этом они вступают во
взаимодействия друг с другом.
Экономическая
теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей
использования ограниченных производственных ресурсов, которые могут иметь
многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и
распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или
групп общества, в целях удовлетворения материальных потребностей общества.
Экономическую
науку определяют как науку:
- о
богатстве;
- о видах
деятельности, связанных с денежными сделками;
- об
отношениях при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных
благ;
- о
повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к
существованию и использовании этих средств;
- об
использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров и
распределении их между членами общества в целях потребления.
Если
предмет науки раскрывает, “что” познается, то метод- “как” познается.
Основным
методом экономической теории является диалектическое взаимодействие индукции и
дедукции.
Экономические
явления нельзя взвесить на весах, положить под микроскоп, чтобы провести над
ними эксперимент. Экономические процессы не протекают в “чистом” виде. Они
вплетены в сложную ткань реальной общественной жизни, оказываясь “окрашенными”
в цвета политических, социальных, психологических и многих других явлений. Поэтому
в качестве основного средства их познания применяют абстракцию, т.е. отвлечение
от всего того, что не соответствует природе изучаемого предмета.
Изучая
действительность, экономическая мысль общества движется от фактов, их
накопления, систематизации и обобщения к формулировке теоретических положений и
принципов. Это и есть метод индукции - выведение теоретических положений и
принципов из фактов, движение мысли от частного к общему. Работа с фактами, в
силу их значительного множества, представляет большую сложность. Чтобы не
“утонуть” в море фактов, осуществить их правильную группировку, обычно
используют предварительно сформулированные принципы и теоретические
предположения, которые называются “гипотезами”. Это позволяет принципам и
гипотезам - пройти проверку фактами. Такой познавательный прием носит название
“дедукция”, что означает движение познания от теории к фактам, от общего к
частному. Индукция и дедукция взаимодополняют друг друга, обеспечивая тем самым
действительность метода науки.
В обществе, как и в природе, происходит множество разнообразных явлений
и процессов. Одни из них носят случайный характер, другие же – устойчивы и
постоянно повторяются. Устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи
и взаимосвязи экономических явлений и процессов называются экономическими
законами. При выведении экономических законов, носящих объективный характер
(т.е. действуют независимо от воли и сознания людей), используется два уровня
анализа – уровень макроанализа, при котором рассматривается экономика в целом
или агрегированные части (правительство, частный сектор и т.п.), и
микроэкономический анализ, когда изучается поведение отдельных экономических
единиц. Однако это не значит, что предмет экономической науки разделен, многие
темы включают в себя и макро- и микропроблемы, например рынок труда,
безработица.