Экономика науки в России в сравнении с Индией и другими странами
В современном обществе наука играет далеко не
последнюю роль. Нормальное развитие экономики любого государства невозможно без
адекватного научного развития. Однозначна и обратная связь – в стране с больной
и слабой экономикой наука растет медленно, а деградирует быстро.
Как показал опыт последних десятилетий,
социалистическая система хозяйствования с ее методами директивного планирования
и централизованного перераспределения оказалась в тупике. Экономика вошла в
состояние кризиса, и, как следствие, в науке тоже произошел обвал. В тридцатые
годы экономический курс стал началом конца советской экономики. Реформы
шестидесятых не смогли остановить падение, и до начала перестройки советская
экономика жила в основном за счет демпинга нефти и газа. В науке ситуация была
сходной. Тупиковый путь был избран в конце 40-х годов, точнее, в начале гонки
вооружений с США. С того момента существовало два типа науки – оборонная и
остальная. Симптомы кризиса в оборонной науке проявились во времена застоя, а в
остальной – в начале 70-х годов.
В Индии после завоевания независимости наука
также развивалась в соответствии с планами правительства. Тем не менее,
поскольку индийская политическая и экономическая система была намного более
демократичной, чем советская, в науке аналогичного кризиса не было. Однако
этапы развития были сходными: в середине 80-х годов Индии пришлось перейти от
политики импортозамещающей индустриализации к открытой модели экономики. Наука
тоже подверглась серьезной трансформации: она была переориентирована на те
исследования и разработки, на которые существовал спрос. Говоря проще, наука
стала отвечать интересам и потребностям общества, а не планам и амбициям
правительства. В западных странах в основном так оно и есть.
В России такая трансформация происходит с 1987
года, когда впервые заговорили о конверсии оборонных предприятий. Поскольку
советская наука была ориентирована изначально на оборону (спасибо товарищам
Ленину-Черненко), процесс перестройки системы науки идет до сих пор и сопряжен
с немалыми трудностями.
В данной работе будет рассмотрено положение
науки в России, обсуждена тема научно-технического прогресса, затронута
проблема экономической эффективности науки и приведено небольшое экономическое
исследование о том, насколько эффективно или неэффективно сокращение научной
сферы РФ.