Эволюция капитализма во второй половине ХХ века привела к усилению государственного регулирования, к использованию элементов планирования и других методов организации экономической жизни, свойственных скорее социализму, чем капитализму эпохи свободной конкуренции. Большинство стран проделало путь от частнопредпринимательской модели НТП, предполагающей проведение всего инновационного цикла силами компаний, к смешанной, рыночно-государственной, в которой значительную часть финансово-экономической и административной ответственности за НТП несет правительство.
России сейчас предстоит проделать обратный путь – от преимущественно государственной к преимущественно рыночной модели. Вмешательство современного государства, центральных правительств в инновационную деятельность проявляется в различных формах (прямое финансирование НИОКР, создание государственных и субсидирование частных лабораторий и центров, реализация государственных программ, меры косвенного регулирования). Сильнее всего тенденции централизации НТП проявились в Японии, где МВТП берет на себя функции управления в формах и масштабах неизвестных ни в США, ни в Западной Европе. Это выработка долгосрочных стратегических программ развития гражданских технологий и их финансирование, координация правительственной и частнопредпринимательской тактики развития.
Тем не менее, ясно, что конкуренция, децентрализация, высокая степень свободы выбора и сопряженного с ней риска остаются основными чертами механизма НТП в развитой рыночной, а точнее, смешанной экономике. Так, по своим принципиальным основам рыночный механизм НТП в Японии мало отличается от американской системы, хотя результаты его функционирования можно считать более эффективными, чем в США. Возможно, причину следует искать в том, что в Японии по-прежнему основная (значительно большая, чем в США) часть научных исследований финансируется частными компаниями, жестко конкурирующими между собой. Меры, принимаемые МВТП в области координации, управления и согласования отдельных программ НИОКР, часто отвергаются компаниями, если они считают эти меры противоречащими их интересам. В Японии говорят, что многие направления НТП развиваются не благодаря, а вопреки МВТП. Техническому прогрессу присуще одно качество, которое делает исключительно трудным, а зачастую и невозможным централизованное управление и планирование в этой сфере (хотя в идеале оно могло бы оптимизировать использование ресурсов, исключить дублирование, улучшить координацию действий). Это качество – высокая степень неопределенности направлений НИОКР, которые наиболее перспективны с точки зрения приложения сил и последующей коммерциализации результатов. Всегда велика опасность, что выбор, осуществленный даже самыми квалифицированными экспертами, будет неверным. В связи с этим попытка добиться успеха на заранее отобранных направлениях чаще всего порождают ложные приоритеты, и единственный выход – работа конкурентов по нескольким направлениям. Многочисленные примеры неэффективности, злоупотреблений, перерасхода средств и финансирования тупиковых проектов при реализации амбициозных государственных программ – это не только из нашей и индийской социалистической практики, но и из новейшей истории США и Западной Европы. Не административные методы централизованного планирования, а инновационный механизм рынка стимулирует поиск во многих направлениях, часть которых оказывается весьма перспективными, обеспечивает перераспределение ресурсов на основе факторов риска, сопряженных с потерей прибылей и даже банкротством.