Оптимальные торговые тарифы на рынке товаров с монополистической конкуренцией
В современном мире остались единицы стран, экономика которых
закрыта для международной торговли. Любая страна с открытой экономикой всегда
импортирует и экспортирует товары и услуги. Каждая страна, открывшая свои двери
для международной торговли, сталкивается с проблемой выбора торговых тарифов на
ввозимые товары. Тарифы используются как для контроля потока импортных товаров,
так и для пополнения государственного бюджета. Большинство ввозимых на рынок товаров
конкурируют с аналогичными товарами, произведенными внутри страны. Поэтому меры
государственного регулирования просто необходимы для поддержания местных
производителей, и проведения политики протекционизма. Примером такой, политики
может служить недавнее ограничение Евросоюзом текстильного импорта из Китая. В
2005 году экспорт товаров из Китая в Европу вырос на 46%, как следствие, цены
на одежду резко упали. Это повлекло за собой массовое разорение местных
производителей. Повышение торговых тарифов – один из эффективных методов
ограничения ввозимой продукции. Выбор оптимальных торговых тарифов проблема
актуальная, поэтому предметом моей работы стал анализ модели экономики с
международной торговлей, и методов расчета оптимальных торговых тарифов.
Разделим моделируемую экономику на основные части: на
местных производителей - монополистов, представляющих собой монополии,
конкурирующие между собой. Они производят монопольные товары внутри
рассматриваемой экономики, вся остальная экономика будет агрегирована в одного
производителя, и будет производить только один номинальный товар. Далее в
модель добавим импортирующий сектор, посредством которого будут ввозиться
товары из-за границы, конкурирующие с продукцией местных монополистов. Таким
образом, моделируемая экономика состоит трех секторов:
- Монополистически конкурентный
сектор
- Агрегированный сектор
- Импортирующий сектор
В рамках рассмотренной модели будет изучено благосостояние
открытой экономики, где импортные товары будут напрямую конкурировать с
товарами местных производителей. Основное внимание будет сконцентрировано на
торговой политике, торговых эффектах, а также на количестве и виде товаров
доступных в экономике. Анализ также охватит изменения в экономике, произошедшие
в результате перехода от закрытого типа к открытому. В основе изучения лежат
два предполагаемых эффекта: во-первых, открытая экономика может более полно
реализовать экономию от масштаба, во-вторых, она может изменить количество и
вид товаров доступных в стране. В Главе 1 будет сформулирована и
проанализирована модель закрытой экономики, а затем в нее будет добавлен
импортирующий сектор, и она будет расширена до модели открытой экономики.