Решения в области занятости и заработной платы на государственных
предприятиях: рамки анализа
Нет необходимости специально подчеркивать, что требования высокой заработной
платы, низкие инвестиции и отсутствие структурных изменений являются здесь
наиболее вероятными последствиями. Третья оговорка состоит в том, что внешняя среда, в которой функционируют государственные фирмы, существенно отличается от той среды, в которой действуют фирмы в западных странах. Особо значима здесь степень текущих и перспективных бюджетных ограничений. В большинстве стран вновь за исключением России, само осуществление реформы, так же как и ужасающая ситуация с государственным бюджетом, быстро ведут к ужесточению бюджетных ограничений для государственных предприятий. Динамика субсидий приведена в таблице 1-2. Существенное сокращение субсидий наблюдается в большинстве стран, кроме России и Румынии.
Таблица 1-2. Субсидии гос. предприятиям (процент от ВВП)
Страны 1990 1991 1992
Венгрия 3,2 2,6 2,1
Польша 6,2 3,1 1.4
ЧСФР 14,1 9,7 5,5
Словакия 9,6 5,5 4,1
Болгария 8,8 3,0 3,2
Румыния 3,6 2,5 2/3
Россия - - 28,7
- нет данных.
Фирмам требуется время для осознания того факта, что ограничения стали жесткими
и будут оставаться таковыми и в дальнейшем. Кроме того, субсидии составляли
обычно лишь одно из измерений жесткости бюджетного ограничения. В большинстве
случаев другие механизмы, такие как задолженность по уплате налогов, неуплата
отчислений по социальному страхованию, дешевые кредитные линии, способствовали
смягчению бюджетных ограничении или, по крайней мере, существенно смягчали
видимую жесткость экономической политики. Как только изменились
ощущения фирм относительно жесткости бюджетных ограничений, они начинали сокращение заработной платы и занятости. В свете этого нужно рассматривать динамику заработной платы и занятости с самого начала переходного этапа. То, что мы видим, и что детально представлено ниже, за некоторыми оговорками, точно соответствует модели. В начале реформ сокращение занятости было незначительным и часто происходило за счет увольнений по собственному желанию и досрочного выхода на пенсию. Заработная плата была установлена либо ниже, либо близко к потолку, который диктовался политикой доходов (Blanchard и Layard 1992, Jackman и Pages j.993). По мере продолжения реформы, ориентация на более длительную перспективу и ощущения более жестких бюджетных ограничений заставляют фирмы быстрее высвобождать работников. Число недобровольных увольнений увеличивается. В то же время заработная плата растет, но обычно в связи с общим состоянием дел на фирм е.