Продолжительный рост среднего уровня цен на все товары и услуги
1.
ИНДЕКС ЦЕН
Процентное отношение средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода.
Как определяется уровень цен? Измерение уровня цен важно по двум обстоятельствам. Во-первых, для нас важно знать, каким образом изменился уровень цен на протяжении определенного периода времени. Во-вторых, поскольку ВНП представляет собой рыночную стоимость, или, иначе, денежную стоимость, всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года, денежные показатели используются в качестве наиболее распространенных показателей при сведении к единому основанию разнородных компонентов общего объема производства.
Уровень цен выражается в виде индекса. Индекс цен
является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной», для данного временного периода и совокупной ценой идентичной либо сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Указанный ориентир, или начальный уровень, называется «базовым годом». Если представить сказанной в виде формулы, то мы получим:
Цена рыночной корзины
в данном году х 100
Индекс цен = Цена аналогичной рыночной
в данном году корзины в базовом году
Наиболее известным среди этих индексов является индекс потребительских цен (ИПЦ) –
индекс цен, рассчитанный для группы товаров и услуг, входящий в потребительскую корзину среднего городского жителя.
В США индекс потребительских цен рассчитывается на основе цен 265 товаров и услуг по 85 городам страны. В общем виде индекс потребительских цен можно представить как отношение потребительской корзины базового года, оцененной в текущих ценах, к потребительской корзине базового года, оцененной в ценах базового года.
Потребительская корзина в текущих ценах х 100
Индекс потребительский = Потребительская корзина
цен в ценах базового года
Если предположить , что потребительская корзина состоит только лишь из трех товаров, то расчет индекса потребительских цен будет выглядеть так, как это представлено в таблице.
Товары |
Кол-во (1982) |
Цены (1982) |
Объем производства 1982г. в ценах 1982 г. |
Цены (1992) |
Объем производства 1982 г. в ценах 1992 г. |
Пища |
200 |
2 |
400 |
5 |
1000 |
Одежда |
50 |
5 |
750 |
10 |
1500 |
Жилье |
80 |
10 |
800 |
20 |
1600 |
| | |
1950 | |
4100 |
ИПЦ = 4100\1950 х 100 = 210,2
Индекс потребительских цен – наиболее распространенный индекс цен. Он играет важнейшую роль в экономике, поскольку является базой для пересчета заработной платы, правительственных выплат и многих других платежей.
Поскольку индекс потребительских цен играет столь важную роль, в экономике необходима единая методика его подсчета, которая в то же время объективно отражала бы изменение в уровне цен. Так, например, если при расчете ИЦП будет браться только лишь ограниченное количество товаров и услуг, относящихся к минимальному уровню потребителя, то соответственно и индекс изменения цен будет меньшее и увеличение заработной платы не сможет компенсировать рост инфляции, а это, в свою очередь, может ликвидировать стимулы к труду. Аналогичная ситуация может сложиться, если в потребительскую корзину будут включены все товары и услуги производимые в стране. В этом случае, при высокой степени централизации, в обязательным порядке произойдет перераспределение роста цен на потребительские товары между такими, например, товарами, как кирзовые сапоги, автоматы Калашникова, цены на которые правительство может снизить искусственно.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6