Сама методика расчета также играет важную роль. Для примера рассмотрим методику расчета ИЦП, которая верна с математической точки зрения и рекомендуется для расчетов ИЦП, но дает несколько иной результат, чем в предыдущем случае. Исходной формулой является следующая:
ИПЦ = цена пищи 1992 \ цена пищи 1982 х 100 х доля пищи +
Цена одежды 1992 \ цена одежды 1982 х 100 х доля одежды +
Цена жилья 1992 \ цена жилья х 100 х доля жилья.
Определив долю каждой группы в потребительской корзине и подставив цены, мы получим:
ИПЦ = 5\2 х 100 х 0.46 + 10\5 х 100 х 0.35 + 20\10 х 0.18 = 116.25 + 69.80 + 37.20 = 223.25
Статистическая точность требует единой базы при расчете индексов, и в связи с этим индекс потребительских цен опирается на единую базу – объем производства базового года в первом случае или единые доли отдельных товаров в потребительской корзине во втором случае. В связи с этим индекс потребительских цен не отражает того, как изменение цены влияет на изменение доли потребления того или иного товара. Кроме того, индекс цен не в состоянии оценить какую долю в повышении цен занимают качественные улучшения товара. Например, автомобиль образца 1950 г. и автомобиль 1992 г. существенно отличаются качественными характеристиками. ИПЦ отличается от дефлятора ВНП тем, что дефлятор ВНП оценивает стоимость текущего объема производства в текущих ценах. Кроме того, дефлятор ВНП связан с товарами и услугами, которые образую ВНП, а ИПЦ – только лишь с теми товарами и услугами, которые входят в потребительскую корзину.
2.
ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ
Инфляция измеряется с помощью индекса цен.
Например, в 1987 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113.6, а в 1988 г. – 118.3. Уровень инфляции для 1988 г. вычисляется следующим образом:
Темп инфляции = 118,3 113,6 х 100 + 4,1%
118,3
Так называемое «правило величины 70» позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
Приблизительное количество лет,
необходимых для удвоения темпов = 70 .
инфляции темп ежегодного увеличения
уровня цен (%)
3.
ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ
Экономисты различаю два типа инфляции.
3.1
Инфляция спроса
. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить; она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный, реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».
При постоянном уровне цен номинальный и реальный ВНП увеличиваются в одинаковой степени. Но при преждевременной инфляции номинальный ВНП необходимо «дефлировать», чтобы определить изменения объема продукции в физическом выражении. При «чистой» инфляции номинальный ВНП возрастет, причем иногда быстрыми темпами, а реальный ВНП остается неизменным.
3.2
Инфляция, вызванная ростом издержек производства, или уменьшение совокупного предложения
.
Инфляция может также возникнуть в результате изменений издержек и предложения на рынке. В последние годы было несколько периодов, когда уровень цен взрос, несмотря на то, что совокупный спрос не был избыточным. Были периоды, когда и объем продукции, и занятость (свидетельство недостаточности совокупного спроса) уменьшались при одновременном увеличении общего уровня цен.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек,
объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции
. Издержки на единицу продукции – это средние издержки при данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции то есть:
Издержки на единицу = общие затраты
продукции кол-во единиц продукции
Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как эта происходит при инфляции спроса.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6