НТП и экономика
переходного периода.
Мировой опыт наглядно показывает, что переход к рынку может быть успешным только при условии одновременного осуществления радикальных хозяйственных реформ и крупномасштабных преобразований в базисной структуре экономики связанных с НТП. Согласование этих двух процессов представляет собой одну из наиболее сложных задач перестройки. Реформирование экономики без структурных преобразований обрекает страну на роль сырьевого придатка Запада. Решение проблемы видится в самом переходе к системе рыночных отношений которой однако, не может быть осуществлен быстро и безболезненно. Неизбежный переходный период характеризуется следующими особенностями.
Первое. В условиях нестабильной социально-экономической среды при неадекватных реакциях населения на стандартные экономические меры невозможно выбрать единую генеральную линию заранее определить выбор взаимосвязанных во времени и пространстве мероприятий. Вот почему для переходных процессов противопоказаны какие-либо программы типа 500 дней стабилизации экономики и т.п. Они не учитывают возможностей использования обратных связей, взаимодействие которых может повлиять не только на последовательность конкретных шагов, но и на сам их первоначальный набор.
С учетом этого центр тяжести должен быть перенесен на разработку содержательных аспектов экономических преобразований за счет использования новых механизмов управления. Составными элементами такого механизма являются: определение приоритетных направлений мирового развития и стран лидеров по каждому из них; оценка места нашей страны в системе мирохозяйственных связей; выбор и организационно-экономическая поддержка приоритетов; отслеживание и корректировка соцеально-экономических по каждому из приоритетных направлений в зависимости от реально складывающейся соцеально-экономической ситуации в стране.
Результаты прогноза и оценки приоритетных направлений социально-экономического и научно-технического развития страны на ближайшую перспективу оформляются в виде ежегодного доклада Президента страны Верховному Совету о системе государственных приоритетов. Он включает перечень важнейших крупномасштабных социальных, экологических, научно-технических проблем, решение которых необходимо для дальнейшего развития страны. По каждой проблеме указывается возможный объем финансирования, а также предлагается механизм его реализации, включающий льготного налогообложения, способы кредитования и предоставление субсидий, соответствующую амортизационную политику, ценообразование и другие важные стороны стимулирования работников.
Отличительная особенность такого механизма – не директивный, а рекомендательный, индикативный его характер. Он предоставляет право каждому субъекту самостоятельно определять свою стратегию развития, в том числе необязательно совпадающую с государственной системой предпочтений. В последнем случае он не может рассчитывать на прямую или косвенную финансовую поддержку со стороны государства. Но если та или иная фирма остановит свой выбор на одном из официальных приоритетных направлений, то она вправе ожидать получения дополнительных льгот. Правда, еще необходимо добиться права называться «поставщиком двора его величества», то есть доказать свою конкурентоспособность и фиктивность.
С целью уменьшения неопределенности при оценке будущих альтернатив вводится другой элемент нового механизма, включающий: вариантную проработку возможных сценариев долгосрочного развития: параллельное финансирование работ, выполняемых в порядке конкурсного отбора; страхование рискового капитала; создание сети целых фондов и т.д. При этом чем больше неопределенность, чем раньше принимается решение, тем шире круг вариантных проработок, каждая из которых обеспечивается соответствующим финансированием. Надо исходить из того, что только за счет дополнительного привлечения ресурсов для подобных целей можно уменьшить риск от неопределенности вероятных результатов реализации тех или иных решений. Экономия средств на предварительных стадиях неизбежно оборачивается колоссальными потерями на последующих.
Для объективизации оценок и постепенного сужения круга возможных участников эксперимента в систему управления вводится институт независимой экспертизы. Он дает поэтапные заключения и вносит рекомендации о необходимых корректировках первоначальной стадии реализации приоритетных направлений. Одновременно с его помощью осуществляется отбор претендентов на получение права «поставщика приоритетного направления». Это право оформляется в виде государственного контракта.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6