НТП и экономика
переходного периода.
Второе. При управлении переходными процессами следует обратить особое внимание исследование допустимых приделов экономических преобразований границ спада производства, снижение жизненного уровня, роста социальной напряженности. Если проведение мероприятия может привести к нарушению предельных характеристик, оно должно быть отвергнуто. Отсюда возникает необходимость сочетания «старых» и «новых» методов хозяйствования.
Третье. В ходе глубоких сольно-экономических преобразований происходит разрушение старого общественного уклада, и создаются предпосылки для появления нового. «Территория» нового уклада расширяется одновременно с продолжающимся воспроизводством старого. Оба уклада действуют как бы в автономных режимах. Отвлекая на поддержание своего «существования» подавляющую часть ресурсов и управленческих структур, старый уклад создает непреодолимые трудности для становления нового. В связи с этим неизбежны социальные коллизии и усиление напряженности в обществе, что может привести к прямым революционным потрясениям. Необходимы соответствующие механизмы, направленные на ликвидацию монопольных структур, перераспределение ресурсов традиционных сфер и новые (принятие законодательных актов о разгосударствлении, приватизации, департизации, борьбе с монопольными структурами, акционировании и т.д.).
Четвертое. Еще одним характерным следствием переходного периода и связанной с ним многоукладности хозяйства является расслоение системы экономических ценностей, отражающих воспроизводственную структуру экономики. В результате экономические оценки перестают служить сколько-нибудь надежным ориентиром при принятии хозяйственных решений. Развитие всего нового в системах, воспроизводящих старый уклад, почти всегда выглядит не эффективным. Следовательно, велика вероятность принятия таких решений, которые заведомо нацелены на укрепление старого и мешают развитию нового.
Ориентация на такого рода экономические изменения будет втягивать в хронический структурный кризис, и усиливать обнищание страны. Для того чтобы снизить меру отрицательного воздействия переходных процессов на экономику, необходимо применение двойной системы счета - в мировых действующих ценах.
Она должна найти отражение в механизме взаимодействия двухуровневой денежной единицы, которая вводится уже на первом этапе переходного периода. Это означает, что на ряду со старым, действующим рублем в обращение запускается новый рубль. Он в отличие от старого является конвертируемым, то есть может обмениваться на западную валюту, для чего получает золотое покрытие. Сферы действия нового и старого рубля должны быть с самого начала четко разграничены. Новый рубль действует во внешнеэкономической сфере, старый – внутри страны. Одновременно вводится и внутренняя конвертируемость нового рубля для того, чтобы обеспечить постепенное подключение нашего традиционного, но пока не конкурентно- способного сектора экономики к мировому рынку. Поскольку масштабы указанного сектора велики, курс нового рубля на первых порах должен быть достаточно высоким. По мере того как неконкурентный сектор будет сужаться, курс нового рубля по отношению к старому будет снижаться, обмен старых на новые увеличиваться. Затем начнется вымывание скрытых денег из оборота и их замена новыми, то есть будет осуществляться плановая денежная реформа.
На самом деле такое может произойти лишь в случае, если будут обеспечены необходимые условия для стабилизации внешнего курса нового рубля – одной из главных задач переходного периода. Удастся ее решить – реформа состоится, не удается – неизбежен ее окончательный провал. В огромной степени это будет зависеть от воздействия внешних и внутренних факторов на ход идущих у нас преобразований. К первым, прежде всего, следует отнести стратегию установления внешнего курса нового рубля независимыми банковскими структурами нашей страны и стран Запада, в чем, как нам представляется, и должна заключатся основная помощь западных стран нашей перестройке, сопровождаемая соответствующими руководителей ведущих стран Запада. В это, по нашему мнению, участвовать на акционерных началах крупнейшим международным банком и Государственному банку или Банковскому союзу суверенных республик.
Из внутренних факторов нужно выделить необходимость устранения препятствий для развития в нашей стране предпринимательства. В первую очередь идет о ликвидации системы государственного супермонополизма и патологических деформаций в структуре экономики и о создании благоприятного для проведения реформ социально- психологического климата.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6