Денежно-кредитная политика ЦБР в 2000
году.
Основные ориентиры денежно-кредитной политики на 2000 г., разработанные ЦБР, представлены в двух вариантах:
Первый – сохранение тенденций и макроэкономических пропорций, сложившихся в 1999 г.;
Второй – проведение политики, ориентированной на стимулирование роста потребительского спроса.
Глобальная задача экономической политики и её важнейшего денежно-кредитного сегмента состоит в стимулировании роста потребительского спроса и обеспечении на этой основе устойчивого роста ВВП.
Можно констатировать, что в последние годы произошла серьёзная эволюция в постановке целей денежно-кредитной политики: от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода к стимулированию потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости и увеличения доходов населения.[27]
Повышение уровня анализа и прогнозирования денежно-кредитных индикаторов.
Ведущее место в системе индикаторов денежно-кредитной политики отводится показателю М2, включающему наличные деньги и безналичные в виде депозитов до востребования, средства на расчётных и текущих специальных счетах предприятий и организаций, срочные вклады населения. В качестве главного экономического параметра, определяющего динамику М2[28], в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» приняты темпы прироста потребительских цен.
В 1998 г. прогнозировался опережающий в 3,8-4,4 раза прирост денежной массы по сравнению с приростом потребительских цен. Фактически же потребительские цены увеличились на 84%, а денежная масса М2 на 30,2%
В 1999 г. прогнозировался более медленный прирост денежной массы, на 11-15%, по сравнению с потребительскими ценами, фактически он является опережающим.
В 2000 г. в проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» ЦБ намечает вернуться к политике опережающего прироста денежной массы (М2) по сравнению с приростом потребительских цен.
Зависимость между динамикой потребительских цен и денежной массы М2 неустойчива. Реальная динамика цен и денежной массы существенно отклоняется от прогнозных ориентиров денежно-кредитной политики и в процессе её реализации даже изменяется характер зависимости. В 1999 г. прирост денежной массы М2 ожидается в 1,9-2,4 раза, а потребительских цен в 1,3-1,9 раза больше, чем в прогнозе.[29]
Неустойчивость зависимости между важнейшими индикаторами денежно-кредитной политики ослабляет её практическую ценность, снижает доверие к ней инвесторов, ослабляет потенциал экономической политики, её организующее начало в поддержании высокой деловой конъюнктуры[30].
Для повышения предсказуемости денежно-кредитной политики важно наладить глубокий анализ причинно-следственных связей между важнейшими денежно-кредитными индикаторами. Например, до финансового кризиса 1998 г. не было ясного понимания влияния на динамику денежной массы резких перепадов курса валюты, масштабов и структуры внутреннего долга, доли импорта в товарообороте. Считалось, что прирост денежной массы оказывает определяющее влияние на потребительские цены, и проводилась политика сокращения денежной массы. Вопреки этой политике цены вместо прогнозируемого увеличения на 5-8% выросли на 80,4%. Определяющее влияние на их рост оказало многократное падение курса рубля и рублёвое удорожание чрезмерного объёма импортных товаров.
Необходимо осуществить дифференциацию факторов спроса на деньги: для деловых сделок, с учётом реальной ценовой конъюнктуры, на финансовые активы. Специальных расчётов влияния на денежную массу требуют такие факторы, как скорость обращения денег, совокупность валютных факторов, спрос на денежные ресурсы для предполагаемых затрат на инновации и инвестиции[31].
Реализация предложенного подхода потребует глубокого изучения категории спроса на деньги, повышения достоверности и точности информации, обширных исследований факторов, формирующих денежный спрос. Необходимо иметь систему прогнозных расчётов агрегатов денежной массы, не замыкать денежное обращение на М2, прогнозировать объёмы притока и оттока широких денег, добавляя к М2 депозиты населения в иностранной валюте в национальной банковской системе, прогнозные оценки (притоки и оттоки) объёма тезаврации[32] иностранной валюты. Признавая специфику вторичных денег типа ГКО, ОФЗ и др., необходимо учитывать их влияние на М2 и налично-денежное обращение.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6