Денежно-кредитная политика ЦБР в 2000
году.
Изменится статус российского рубля как расчетного инструмента при осуществлении кредитования стран и их экономических субъектов. Развернётся борьба за рубль, т.к. он по существу будет свободно конвертируемой валютой, с которой можно проводить неограниченный круг операций и которую можно использовать в качестве полноценного инструмента расчётов.
Вопрос укрепления рубля тесно связан с инвестициями в национальную экономику. Иностранные банки, открывшие корреспондентские счета в российских ком.банках, вынуждены будут держать определённое количество средств в российских рублях на этих счетах. На межбанковском рублёвом рынке существенно возрастёт потребность в инструментах, регулирующих ликвидность ком. банков. Это могут быть краткосрочные бумаги Минфина РФ и самого ЦБ. В то же время у них на корсчетах могут образовываться и «длинные деньги» в форме неснижаемого среднемесячного остатка средств. Эти средства можно направить на долгосрочное инвестирование через покупку рублёвых облигаций частных российских корпораций, долгосрочных облигаций Минфина РФ, покупку акций ведущих российских фирм, что придаст дополнительный импульс развитию фондового рынка в России.
Укрепление рубля приведёт и к изменению его статуса. Он станет полноценной конвертируемой валютой, примерно той, что была на рубеже 19-20 вв. в Российской империи, только уже без опоры на золотой стандарт. Тогда импортёры, в свою очередь, смогут покупать необходимые им товары также за российские рубли, и пропадёт надобность в существующей в стране громоздкой процедуре покупки валюты.
Изменится и роль валютных бирж: они перестанут быть универсальным учреждением, где покупается валюта для совершения импортных операций. Это можно будет делать непосредственно на межбанковском рынке, как происходит с мировыми валютами на рынке Forex.
На пути реализации схемы продажи экспортёрами товаров за российские рубли есть несколько существенных препятствий. Первое – это российские олигархи и лица, связанные с ними. При реализации этого решения им будет намного труднее вывозить капитал за рубеж, пропадёт надобность в различных теневых схемах перевода капиталов за границу. Второе – международные финансовые организации. Эта схема подорвёт влияние этих организаций на экономику РФ с точки зрения реализации их интересов. По существу иностранные банки будут кредитовать Российскую Федерацию, средства западных банков станут работать на российскую экономику[37], а острая надобность в кредитах международных финансовых организаций отпадёт. Третье – политическое препятствие, не все политические силы внутри и вне России будут заинтересованы в переориентации денежных потоков. Четвёртое – сами иностранные банки, которым придётся вести дополнительные операции, отвлекать дополнительные средства, а всё это дополнительные расходы.
В целом схему, при которой все экспортёры продают экспортируемые товары за российские рубли, можно осуществить поэтапно, реализация же её в большей степени зависит от политической воли исполнительной власти в России.
Заключение
В заключение своего реферата хочется подвести итоги всему вышеперечисленному.
Каково же значение ЦБ для функционирования системы распределения финансов? Есть ли перспективы развития? И что для этого всё же необходимо?
Прежде всего, хочется отметить, что для положительного развития любой системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной системы России.
Так же напрашивается вывод о необходимости наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования финансовой системы государства; обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в стиле и методах высшего руководства государства).