Рыночные структуры

Последнее, пятое условие, согласно которому фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее, гарантирует, что любая фирма, использующая лучший способ производства, может войти в от­расль и что убыточные фирмы могут по своему же­ланию выйти из отрасли. Свободные вход и выход помогают гарантировать то, что существующие в отрасли фирмы не могут повышать цену посред­ством соглашения о сокращении выпуска, посколь­ку любое повышение цены, вероятно, способствует вхождению новых фирм, которые увеличат объем предложения.

Когда выполняются эти пять условий, сфера пред­ложения рынка является совершенно конкурентной. И лишь немного больше требуется для того, чтобы был совершенно конкурентным рынок в целом

Рынок

является совершенно конкурент­ным, если все продавцы в отрасли — совер­шенные конкуренты и имеется много покупа­телей, каждый из которых хорошо информи­рован о ценах продавцов и которые малы от­носительно рынка в целом и действуют неза­висимо.

На совершенно конкурентном рынке имеется мно­жество продавцов и покупателей, ни один из кото­рых не является достаточно крупным для того, что­бы влиять на рыночную цену. Вследствие этого поку­патели и продавцы на конкурентном рынке рас­сматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои при­были, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене. Однако на несовершенно конкурентных рынках ин­дивидуальные продавцы могут влиять на цену, кото­рую они получают за свою продукцию. Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту способность. Следовательно, как мы увидим, правило выбора конкурентного объ­ема выпуска Р = МС не годится для максимизации прибыли в условиях несовершенной конкуренции.

В табл. 1 подытожены основные характерные черты трех укрупненных типов несовершенно кон­курентных рынков: монополистической конкурен­ции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике, а на графике 2 показана кривая спроса, с которой сталкивается несовершенный конкурент. Далее рассмот­рим каждый из них более подробно. На рынках всех этих трех типов, как и на совершенно конку­рентных рынках, имеется множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы оказывать заметное влияние на рыночную цену сво­ими собственными действиями. Покупатели, следо­вательно, являются ценополучателями, и их поведе­ние описывается рыночными кривыми спроса.

Самым крайним случаем несовершенной конкурен­ции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других. Например, до начала 80-х годов ком­пания «Объединенные прииски Де Бирс» фактиче­ски контролировала все источники поставок алмазов в некоммунистическом мире. В качестве других при­меров можно привести монополию «Полароид» на моментальную фотографию, единственный бакалей­ный магазин в уединенном маленьком городке и владельцев подавляющей части каналов местного ка­бельного телевидения. В большинстве крупных горо­дов услуги местной телефонной связи и снабжение электричеством также обеспечиваются монополия­ми, но цены, устанавливаемые этими продавцами, регулируются государственными организациями.

В реальной жизни монополия - это всегда во­прос власти над рынком. Можно было бы утверждать, что каждый бакалей­ный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одина­ковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которым сталкиваются другие расположенные по­близости магазины. Истинный же монополист не имеет таких идентифицируемых соперников.

Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определя­ется рыночной кривой спроса на его продукцию. Поскольку рыночная кривая спроса на алмазы явля­ется убывающей, компания «Де Бирс» знает, что, чем больше алмазов она произведет, тем ниже бу­дет цена, которую она получит за каждый экземп­ляр. Таким образом, сокращая продаваемое ею ко­личество алмазов, она может повышать рыночную цену; «Де Бирс» обладает монопольной властью.

Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может по­вышать цену на свою продукцию путем огра­ничения своего собственного объема выпуска.

Чтобы обладать некоторой монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом; даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных горо­дах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. Разница между такими фирмами и, скажем, алмазной монополией «Де Бирс» заключает­ся в мере их власти над рынком; «Де Бирс» обладает большим контролем над ценой своей продукции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Стоимость денег

showОценивая стоимость денег, невольно возникает вопрос: “Что придает 20-долларовой банкноте или 100-долларовому чековому счету именно эту стоимость?

Денежная система

show Важнейшими элементами денежной системы являются: национальная денежная единица, масштаб цен, система эмиссии денег, формы денег, валютный паритет...

Виды налогов

showВся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Валютный рынок

showВалютный рынок играет значительную роль в обеспечении взаимоействия различных составляющих мировых финансовых рынков.