Проблемы и ограничения государственного вмешательства.
Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х – начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.
Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.
Возрастающая ответственность государства.
Пытаясь объективно оценить текущий момент радикального реформирования российской экономики, происходящего уже более семи лет, нельзя прежде всего не отметить определенное объединение соответствующих оценок, которые дают самые разные общественные и политические силы. И в президентском послании-98 Федеральному Собранию, и в ряде последних документов обеих парламентских палат по вопросам курса экономических преобразований, и в программах различных партий и движений, и в наработках коллективов ученых и специалистов отчетливо ощущается осознание абсолютной, безальтернативной необходимости серьезной корректировки реформационных стратегии и тактики в направлении усиления роли государства в создании в России современной системы рыночного хозяйства.
Это осознание, несомненно, отчасти проистекает из более трезвого взгляда на главные процессы, разворачивающиеся в той самой «современной цивилизации», вхождение в которую Россия провозгласила с началом реформ. Опыт высокоразвитых стран наглядно демонстрирует следующие закономерности эволюции взаимодействия государства и экономики:
1) сохранение существенного удельного веса государственной собственности, а то и рост государственного присвоения и потребления (только сфера финансово-бюджетного «огосударствления» охватывает от 30 до 70% ВВП, в том числе в США — 40%);
2) интенсификацию государственного регулирования хозяйственной деятельности предприятий, движения финансовых потоков, формирования доходов и расходов юридических и физических лиц (финансовую «прозрачность» коммерческой, семейной и личной жизни);
3) кардинальное изменение структуры и значимости регуляторов рыночных отношений в пользу инструментов корпоративно-монополистического и государственно-монополистического контроля;
4) все более ощутимое включение во взаимоотношения государства и экономики «третьей силы», представленной общественными (профсоюзными и предпринимательскими) объединениями;
5) «социализацию» капиталистической системы;
6) государственную поддержку ключевых направлений технологического прогресса и использования результатов научно-технической революции для создания экономической базы так называемого общества массового потребления.
Сегодня нелепо отрицать общемировую закономерную тенденцию расширения сфер и углубления меры воздействия государства на развитие национальных хозяйств, отнюдь не связанную, как до сих пор подчас пытаются уверить россиян, с происками «аппарата» («номенклатуры», «чиновничества»)[5].
Тенденция существенна, она коренится в реальных потребностях общества, во внутреннем единстве общественных и индивидуальных цивилизационных начал.
Главное же, конечно, состоит в том, что рассматриваемый знаменательный сдвиг в российском общественном сознании является его реакцией на конкретные народнохозяйственные итоги семи лет реформирования, исходившего из модели тотально деэтатизированной экономики[6]. Теперь уже не на абстрактно-теоретическом, а на конкретном уровне доказано: практическая реализация этой модели (основанной на форсированной, с перспективой «нуллификации», минимизации государственного сектора, на одномоментной всеобщей либерализации внутренних и внешних экономических отношений, на сознательном отказе от проведения сильной структурной и промышленной политики, и т.п.) оборачивается политикой тотального государственного подавления отечественной экономики. Речь идет о политике консервации спада производства и дальнейшего ухудшения народнохозяйственной структуры, блокирования инвестиционного подъема и исключения перехода к экономическому росту.
Перейти на страницу:
1 2 3 4