Проблемы и ограничения государственного вмешательства.
В условиях трансформационного движения общества к рыночной экономике государство призвано решить прежде всего следующие три главные задачи:
1) сохранить наличный потенциал производительных сил;
2) сформировать рыночную инфраструктуру и рыночную среду;
3) уменьшить социальную цену реформирования.
Решение этих задач, равно как и задачи налаживания новых федеративных экономических отношений, требует усиления экономической роли государства, реализуемой, правда, в ряде новых функций (а значит, и посредством другого хозяйственного механизма и на иной законодательной основе). В рыночных обстоятельствах экономика и общество в целом нуждаются в таких госфункциях, как организующе-созидательная, бюджетно-налоговая, распределительно-регулирующая, социально-защитная, контрольная, правоохранительная, обеспечения государственной безопасности и национальной обороны. Кроме того, в преобразованном виде сохраняются функции государства в качестве эффективного собственника и управляющего субъекта — при тех, разумеется, ограничениях, которые вытекают из конкуренции, существования негосударственных форм собственности и гражданских правоотношений.
Упразднение системы централизованного планового управления, в частности, ликвидация многих производственных министерств и ведомств, вовсе не освобождает государство от необходимости решения проблемы создания эффективного рыночного механизма распределения и перераспределения материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами, от миссии регулирования экономических процессов, включающего макропрограммирование и макропрогнозирование, в том числе с помощью инструментов индикативного, т.е. недирективного характера, планирования[7].
Что касается главных «микро-» и «мезоуровневых» объектов внимания государства, то ими на этапе создания предпосылок для перехода к экономическому подъему должны, как я думаю, послужить не только и не столько реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве, сколько реформирование и реструктурирование предприятий, нацеленные на капитализацию экономики, т.е. на восстановление и обеспечение расширенного воспроизводства как крупного негосударственного (корпоративного, частного, смешанного), так и государственного капитала при их оптимальном соотношении, отвечающем историческим особенностям национальной российской промышленности и традициям российского государства (всегда развивавшего «казенный» сектор в качестве опоры частного капитала и предпринимательства, создававшего соответствующую производственную инфраструктуру, трансконтинентальные средства транспорта и связи, мощную систему государственных заказов). Я думаю, что для полного успеха рыночных реформ экономика России в целом должна оставаться смешанной с сохранением значительного по объему и дееспособного госсектора. Можно надеяться, что прошедшая поспешная приватизация многих объектов производственной сферы с насильственным раздроблением вертикальных структур сменится в постприватизационный период частичным огосударствлением капитала и появлением мощных государственно-частных корпоративных образований, в том числе финансово-промышленных групп, что соответствовало бы технико-технологическим задачам модернизации народного хозяйства и целям экономического роста[8].
[1] Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО № 11, 1992 г., С. 131.
[2] Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics, N.Y. 1987, P. 422.
[3] Economic Report of the President, Wash., 1989, P. 188.
[4] В. Варга «Роль государства в рыночном хозяйстве», МЭиМО, 1992г., № 11, С. 139.
[5] Реформы глазами американских и российских учёных / Общ. ред. О.Т. Богомолова. – М.: Российский экономический журнал, Фонд «За экономическую грамотность», 1996.
[6] Глазьев С., Маневич В. Социально-экономическая эволюция России: об итогах-97 и сценариях ближайшего будущего. // Российский экономический журнал. – 1998. – №1.
[7] Дудкин В. Американский и западноевропейский подходы к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве? // Российский экономический журнал. – 1997. –№10.
[8] Соответствующие научные разработки и рекомендации представлены в публикациях: Винслав Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур // Российский экономический журнал. – 1997. – №1; Шупыро В. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. М., 1997., С. 234 – 235.
Перейти на страницу:
1 2 3 4