Быстрая обратная связь экономических субъектов в рыночной среде позволяет своевременно выявлять неэффективные направления и прекращать их разработку. Сторонники централизованной научно-технической политики считают, что такой механизм определения победителей и побежденных не оптимален с общественной точки зрения. Однако сравнение опыта разных стран за исторически продолжительные периоды показывает, что именно рыночный механизм поиска дает наиболее впечатляющие результаты. Умелое государственное регулирование призвано ослабить жесткость рыночного отбора, повысить общую эффективность механизма. Не снижая ключевой роли плюрализма, сочетание государственного регулирования с рынком сохраняет важнейшее преимущество рынка – отбор победителей после коммерческой реализации новых идей, а не до того, как была предоставлена возможность эти идеи сформулировать, апробировать и воплотить.
При отсутствии нормальной рыночной среды НТП теряет связь с экономикой через систему цен и другие автоматические регуляторы. В результате исчезает и сам НТП. В этом убеждает, увы, вся наша прежняя практика, да и современная ситуация, когда стабильные рыночные отношения еще не сложились, обесцениваются обычные источники финансирования НИОКР и для НТП создается состояние опасно затянувшейся паузы. Отсюда вытекает, что ныне главной задачей российского государства в сфере технического развития становится упрочение здоровых рыночных отношений. Попытки активизировать НИОКР, организуя разработку и выполнение очередных государственных программ приоритетного развития, в современной экономической ситуации обречены на провал.